Нами были выделены основные этапы опытно-экспериментального исследования:
1. подготовительный;
2. организационный;
3. практико-реализующий;
4. обобщающий
и определена последовательность действий по формированию единого социокультурного пространства досугового учреждения:
1. Фиксация субъектами социально-культурной деятельности проблемы, которая должна быть совместно разрешена.
2. Выделение специфических, связанных с данной проблемой интересов и их понимания (логики) каждого из участвующих в совместной деятельности субъектов.
3. Определение на основе согласования (консенсуса) взаимовыгодных (устраивающих всех участвующих субъектов) вариантов решения проблемы.
4. Формирование общей совокупности предположений о возможных путях и способах достижения поставленной цели.
5. Разработка организационно-технологической схемы достижения поставленной цели через выделение этапов ее достижения и определения их очередности
6. Выработка объективных критериев и показателей решения проблемы, одинаково видимых всем субъектам.
Примерный план проведения исследования:
№ |
Направления работы |
Фиксирование результатов |
1. |
Изучение потенциала личности детей и подростков, выявление досуговых предпочтений |
Составление характеристики на каждого воспитанника, отражение наблюдений в «дневнике социального педагога» |
2. |
Разработка комплексной программы перспективных и актуальных направлений досуговой деятельности детей |
Примерная программа работы |
3. |
Организация и проведение мероприятий, занятий, акций, конкурсов среди детей, работа с родителями |
Отражение хода работы в нормативных документах, определяющих фиксацию результатов работы в рамках данного досугового учреждения |
4. |
Для выявления результативности работы участие с детьми в выставках, смотрах самодеятельности, в спортивных соревнованиях и т.д. |
Зафиксировать личные достижения каждого ребенка в «дневнике наблюдений» |
5. |
Проведение исследования с целью выявить общекультурный уровень воспитанности учащихся. |
Отражение хода работы в нормативных документах, определяющих фиксацию результатов работы в рамках данного досугового учреждения |
На первом этапе исследования проводится диагностика досугового время препровождения детей, и анализ деятельности досугового учреждения. В среде детей школьного возраста доминируют культурно-потребительские виды и формы досуговой деятельности, преобладает стихийно-групповой характер проведения досуга.
Полученные результаты являются отправной точкой в поиске резервов для преодоления негативных тенденций в этой области. Применение метода моделирования и позволило разработать модель социально-педагогической организации досуга школьников в муниципальном образовании мегаполиса, основной идеей которой является научно обоснованная организация досуга школьников на базе общих целей, принципов, единого содержания, технологий деятельности учреждений социально-культурной сферы муниципального образования.
Первое условие – создание скоординированной социальной среды, способствующей комфортному вхождению подростка в систему общественных отношений.
В ходе формирующего эксперимента нами выделены оптимальные формы взаимодействия с родителями, подростками в рамках социализации последних. Это: тренинги, ролевые игры, совместные поездки, проектная деятельность, участие в творческих конкурсах, социальных акциях и т.п.
Второе педагогическое условие – обеспечение педагогического сопровождения социализации подростка. Особенности педагогического сопровождения в учреждении дополнительного образования детей в процессе социализации подростков обусловили коррекцию научно-методического обеспечения образовательного процесса с целью усиления задач дополнительных образовательных программ, направленных на социализацию подростка; моделирование воспитательной деятельности учреждения дополнительного образования детей на основе мониторинга социальной компетентности подростка; обеспечение взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей в процессе социализации подростка; создание благоприятного для процесса социализации психологического климата в объединениях.
Самыми эффективными и наиболее популярными формами среди педагогов и подростков стали праздники, фестивали, конкурсы, акции, совместные проекты, коллективно-творческие дела, тренинги, ученические бригады, кооперативы, экспедиции, мероприятия по защите природы и т.п. Вышеуказанные формы работы формировали социальный опыт подростка, включали его в различные социальные роли, расширяли круг взаимодействия, что способствовало успешной социализации. Вторая группа форм — познавательные игры, социальные проекты, отражающие жизнь общества помогали сформировать у подростков осведомленность в сфере социокультурных ценностей, правил, норм. Третья группа — это формы организации деятельности подростков в каникулярный период времени, которые также способствуют социализации подростков. В рамках формирующего эксперимента нами были разработан проект «Каникулы: через полноценный отдых к социализации личности».
Виды дошкольных учреждений в Америке
В Соединенных Штатах Америки довольно специфическая система дошкольного образования. Учреждения для дошколят подразделяются на 2 вида – Children Day Care Center (фактически центр занятости маленьких детей) и Pre-School (предподготовка к школе), куда ходят дети в возрасте 2-5 лет. Шестилетки, по сут ...
Организация эксперимента по
проверке эффективности коррекции неуспеваемости учащихся
Описание методик, диагностика. Диагностика памяти Методика 1. Ведущий тип памяти. Цель: оценка уровня развития слуховой, зрительной, моторно-слуховой, зрительно-слухо-моторной памяти. Для проверки ведущего типа памяти предлагаются следующие четыре набора слов: I II III IV Дерево Самолет Пароход Вол ...
Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного
возраста
Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие. Оно выполняет ряд функций: объединяет свойства предметов в целостный образ; объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; объединяет весь получ ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.