Теоретические аспекты обучения

Страница 2

Исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова заложили психологические основы разработки целостной отечественной концепции развивающего обучения, отражающей все стороны активного приобщения ребенка к миру. Обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие. Это положение оказывается принципиальным для всей организации обучения.

Л.С. Выготский сформулировал очень важное для психологии и педагогики положение об уровнях умственного развития ребенка. Первый уровень характеризуется уровнем интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно. Второй уровень, определяющий зону его ближайшего развития, достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым, не путем прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей. На этой основе был сформирован принцип опережающего обучения, которым определяется эффективная организация обучения, направленного на активизацию, развитие мыслитель ной деятельности обучаемого, формирование способности самостоятельно добывать знания. В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают: самостоятельность мышления, быстрота и прочность усвоения учебного материала, быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, умение отличить существенное от несущественного, различный уровень аналитико-синтетической деятельности, критичность ума, темп продвижения как скорость формирования обобщения, экономичность мышления.

Другой важной вехой в понимании сущности развития явилось различение А.В. Запорожцем двух видов развития интеллекта ребенка. Это, во-первых, содержательное функциональное развитие, оно состоит в обогащении содержания мышления ребенка за счет овладения им новыми знаниями, отдельными действиями и их усложненными вариантами; это постепенные, количественные по отношению ко всему интеллекту изменения. Во-вторых это стадиальное, возрастное развитие, оно состоит в появлении новых форм и планов мыслительной деятельности, например, таких качественных стадий развития мышления, как наглядно-действенное (действия с предметами), наглядно-образное (оперирование образами), словесно-логическое (действия с понятиями, символами). Функциональное развитие (накопление новых знаний, действий) подготавливает стадиальное развитие подобно тому, как количественные изменения становятся основой для качественных сдвигов.

Как писал А.В. Запорожец, функциональное развитие заключается в порциональном изменении отдельных психических свойств, функций, в изменениях, связанных с овладением ребенком отдельными знаниями и способами действия. Возрастное, стадиальное развитие – это перестройка детской личности в целом, формирование нового плана отражения действительности, изменение ведущего отношения к действительности. Функциональное развитие подготавливает возрастное, ибо частные изменения отдельных функций создают предпосылки для глобальных перестроек детского сознания. Изменения содержания и формы познавательной деятельности приводят к развитию мышления, причем формирующиеся в разные периоды детства психологические новообразования, новые планы отражения складываются на основе деятельности, имеющей ведущее значение в данном возрасте. В свою очередь функциональное развитие по-разному протекает в отдельные возрастные периоды, например, формирование умственного действия предполагает опору на уровни и планы, сложившееся на данной возрастной ступени.

Мысль, частично перекликающуюся с этим положением, высказывала Н.А. Менчинская: «Необходимо различать два пласта развития в процессе обучения – «макро» и «микро» планы. В первом случае имеется в виду развитие в процессе обучения при переходе с одного возрастного периода на последующий. Во втором случае речь идет в изменении процесса овладения какими-либо знаниями на одной и той же возрастной ступени»

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Программа лагеря «Артек Тур»
Цели и задачи: Пропаганда здорового образа жизни в общении с природой и с людьми увлеченными, любящими природу; Улучшение организации активного отдыха детей, развитие туризма и спорта; Развитие толерантности, чувства эмпатии, принятия другого человека, в том числе не похожего на других; Воспитание ...

Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и сози ...

Преимущества воспитания в детском коллективе
Находясь в коллективе сверстников, ребенок учится общаться с другими детьми, отстаивать свое собственное мнение и прислушиваться к чужому. Он учится жить в коллективе, учится самостоятельности. Особенно важен детский сад для ребенка, который в семье единственный, а также для тех детей, которые по т ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru