Психолого-педагогическая коррекция школьной неуспеваемости

Педагогика » Психолого-педагогическая коррекция школьной неуспеваемости

Содержание образования определено общественно заданной целью передать молодому поколению достигнутый уровень культуры для ее воспроизведения и развития. Молодым поколением должны быть усвоены продукты культуры – знания, средства и способы пользования ими и производство их.

В случае неуспеваемости учебная деятельности не выполняет своих функций.

Проблема неуспеваемости в течении многих десятилетий была одной из наиболее острых в отечественной системе образования. Ее решение в условиях общеобразовательной школы предполагает широкое применение передового опыта и внедрения результатов научных исследований в школьную практику. На сегодняшний день, когда происходят изменения в школьном образовании, как никогда, вопрос об успеваемости остается одним из наиболее важных вопросов школьной практики.

По проблеме преодоления неуспеваемости имеется обширная литература, накоплен ценный практический опыт. В настоящее время существует множество подходов к проблеме неуспеваемости. Одни заостряют внимание на психологической стороне вопроса, другие касаются только педагогики, третьи, при обсуждении проблемы неуспеваемости, зачастую смешивают и то и другое, что не позволяет четко сформулировать основные причины неуспеваемости, дать единую классификацию, и найти эффективные пути преодоления данной проблемы. Отсутствие комплексного, системного взгляда на данную проблему затрудняет эффективное преодоление неуспеваемости в современной школе. Подход к изучению неуспеваемости путем анализа порождающих ее условий представлен в работах разных авторов (М.А. Данилов, В. Оконь). В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут причины неуспеваемости (Л.С. Славина, А.А. Бударный, Ю.К. Бабанский). Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А.М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания. А.М. Гельмонт, ранжируя виды неуспеваемости по степени их запущенности и исходя из трудности их ликвидации, называет глубоким и полным отставанием самый запущенный случай неуспеваемости. Во многих других работах используется только термин «неуспеваемость». Так, Ю.К. Бабанский среди разных видов неуспеваемости указывает кратковременную и эпизодическую. Типология П.П. Блонского построена на взаимосвязи характеристик учебного труда учащихся и структуры их личности. Выделенные им черты, положенные в основу типологии, носят скорее психологический характер. В психологической типологии неуспеваемости Н.И. Мурачковского за основу взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников. Автор выявляет общие черты для всех групп неуспевающих школьников 5–8 классов. Более частные характеристики учебного труда учащихся даны в работе Р.Л. Гинзбург. Автор имеет в виду разные уровни усвоения учебного материала. Ознакомление с работами по проблеме неуспеваемости за рубежом приводит к выводу, что понятие школьной неуспеваемости часто выступает как одна из градаций умственной отсталости детей.

Для успешного решения данной проблемы требуются, наряду с решением практических и организационных задач, новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе. Исключительное значение, по мнению Бабанского Ю.К., имеют комплексные исследования данной проблемы. Необходимо, также учитывать данные, полученные и другими смежными науками – дефектологией, психологией и др.

Одной из целей данной работы является раскрытие понятия неуспеваемости в школе и рассмотрение путей и средств, которые необходимы для предупреждения и исправления неуспеваемости.

Для достижения данной цели целесообразно рассмотреть условия, порождающие неуспеваемость школьников, внутреннюю сущность самого явления, его структуру и отдельные компоненты.

Без сомнения, неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий является обучение и воспитание детей в школе. Основная задача состоит в том, чтобы раскрыть сущность неуспеваемости, систематизировать материалы о причинах и условиях, порождающих неуспеваемость, и путях ее преодоления. Картина неуспеваемости разнообразная, в ряде случаев вызывается комплексом причин.

Объект исследования: неуспеваемость школьников.

Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция школьной неуспеваемости.

Цель исследования: определить основные методы психолого-педагогической коррекции школьной неуспеваемости.

Задачи исследования:

Проанализировать обучение и развитие в школьном возрасте.

Выявить пути преодоления неуспеваемости школьников.

Проанализировать неуспеваемость школьников на примерах из литературы.

Провести развивающую работу с детьми.

Для решения поставленных целей и задач были использованы следующие методы:

Беседа с учителем с целью уточнения ирудностей, возникших у детей в учебной деятельности и причин их вызывающих на основе психодиагностической таблицы трудностей;

Наблюдение за детьми в процессе учебной деятельности;

Анализ письменных работ;

Анализ журнала успеваемости.

Смотрите также:

Общая характеристика старшего дошкольного возраста
В психологическом словаре определение старшего дошкольного возраста - это период развития ребенка от 5 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических сис ...

Роль учителя
Каковы цели обучения? Чему мы должны научить ученика? Упрощенное представление таково: ученик обязан усвоить программный материал. А что значит усвоить? Выучить? Запомнить? Ответить по учебнику? Воспроизвести то, что сохранила память? Память изменчива. Сегодня запомнил, завтра забыл. Спросите учите ...

Педагогические условия и технологии социально-реабилитационной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в учреждении социального обслуживания населения
Педагогические условия – это целенаправленно созданная обстановка (среда), в которой в тесном взаимодействии представлены совокупностью психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т.д.), позволяющих педагогу, социальному работнику эффективно осуществлять воспитательную, учебную, ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru