Теоретические аспекты обучения

Страница 1

Говоря об основной цели любой системы образования – развитии личности обучаемого, следует прежде всего подчеркнуть одно из основных положений современной педагогической психологии, согласно которому обучение является не только условием, но и основой и средством психического и в целом личностного развития человека. Развитие человека происходит в его взаимодействии с другими людьми, в деятельности, в процессе обучения и воспитания.

В педагогике постоянно дискутируется вопрос о соотношении обучения и воспитания, подчеркивается тесная связь и условность различения этих понятий. Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, знаний, накопленных человечеством. Различие обучения и воспитания отчетливо выступает в способах реализации задач, стоящих перед нами: обучение имеет своей целью научить учащихся имеющимся знаниям в области химии, физики, математики и т.д. Для достижения этой цели есть совершенно конкретные программы, дидактические приемы, общие и частные методики.

Большой интерес представляет дискуссия об отношении обучения и развития.

Одна теория берет за основу положение о независимости процессов развития от процессов обучения. Обучение рассматривается как чисто внешний процесс, который должен быть так или иначе согласован с ходом детского развития, но сам по себе не участвует в детском развитии, ничего в нем не меняющий и скорее использующий достижения развития, чем подвигающий ход и меняющий его направление. Типичная для этой теории концепция Ж. Пиаже. Согласно ему, мышление ребенка с необходимостью проходит через все известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет.

Другое направление основывается на идее, что обучение и есть развитие. Это направление имело бурное развитие в начале века на основе теории рефлексологии. Обучение, согласно этой теории сводилось к образованию условных рефлексов. Джеймс, например сводил обучение к образованию привычки, а процесс обучения отождествлял с процессом развития.

Эти два направления объединяет то, что в основу развития положен чисто натуралистический процесс, т.е. природное усложнение или «замещение прирожденных реакций». Законы развития являются природными законами, где обучение ничего не может изменить,

но они указывают только границы для обучения, которые последние не должны переступать.

Но в этих теориях есть и существенное различие. Оно состоит во временной связи процессов обучения и процессов развития. Пиаже утверждает, что циклы развития предшествуют циклам обучения. Созревание идет впереди обучения. Для второй теории оба процесса осуществляются одновременно и параллельно, так что каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Одновременность, синхронность – основная догма этой теории.

Третья теория пытается преодолеть крайности одной и другой точек зрения путем их простого совмещения. С одной стороны, процесс развития мыслится как процесс, не зависимый от обучения. С другой стороны, само обучение, в процессе которого ребенок приобретает целый ряд новых форм поведения, мыслится также тождественным с развитием. Учение о психическом развитии Коффки – ярчайшее воплощение этой дуалистической теории. По Коффке развитие имеет в своей основе два различных по своей природе процесса. С одной стороны созревание, непосредственно зависящее от хода развития нервной системы, с другой – обучение, которое само, также есть процесс развития.

В отечественной психологии и педагогике утверждается точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским и разделяемая большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка, ибо обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования. Это положение является кардинальным не только для отечественной педагогической психологии.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Структура и содержания образования
Существуют различные трактовки понятия содержания образования. Так, Ю. К. Бабанский определяет его следующим образом: «Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формир ...

Теоретические аспекты методов диагностики зрительного восприятия у детей дошкольного возраста
Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем требуют объективной оценки функционального развития каждого ребенка-дошкольника. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия. Используемые в отечественной психофизиологии тесты для оценки развит ...

Формирование знаний двигательных умений
В процессе обучения двигательным действиям, человек должен овладеть их динамическими и ритмическими параметрами. К 6–7-му классу, пропадает интерес к урокам физкультурой. Проанализировав ситуацию, можно сделать вывод: слабые учащиеся испытывают недостаток умений, поэтому не могут справиться с задан ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru