Исследования психолога П.И. Зинченко показали, что для некоторых школьников. не усвоивших правильных приемов заучивания, даже в старших классах (10–11) намерение запомнить препятствует хорошему пониманию, а следовательно, и лучшему усвоению материала.
У многих из этих школьников в начале обучения учителя отмечают отличную дисциплину, старательность и стремление выполнять все учебные задания, поручения, школьные обязанности. Однако старательность и добросовестность проявляются у них там, где не требуется собственно активной умственной работы.
Очень многие из школьников этой группы сохраняют это отношение к учению до конца пребывания в школе, несмотря на то, что они затрачивают на учение огромное количество труда и времени.
У некоторых учеников данной группы в результате отставания в усвоении учебного материала, отрицательных переживаний, возникновения «смыслового барьера» появляется нелюбовь к учению, небрежное и неответственное отношение к учебе, но это явления уже вторичного порядка.
Проведенные исследования установили, что проявляемая детьми в учебной работе интеллектуальная пассивность, препятствующая им усваивать учебный материал и продвигаться в обучении, является результатом неправильного воспитания. Интеллектуально-пассивные дети – это дети, непрошедшие в течение жизни до школы определенный путь умственного развития и у них отсутствуют те интеллектуальные умения, знания и навыки, которые предполагаются существующими у всех детей к моменту поступления в школу и на основе которых учитель начинает строить обучение.
Самостоятельная интеллектуальная задача, не связанная с игрой или практической ситуацией, не вызывает у этих детей интеллектуальной деятельности, они не привыкли и не умеют думать, для них характерно наличие отрицательного отношения к умственной работе и связанное с этим отрицательным отношением стремление избежать активной деятельности. Поэтому в учебной деятельности, при необходимости решать интеллектуальные задачи, у них появляется стремление использовать различные обходные пути (заучивание без понимания, угадывание, стремление действовать по образцу, пользование подсказкой и т.д.).
Группа учеников, неуспеваемость которых связана с неправильно сформировавшимися навыками и способами учебной работы.
Такие школьники работают неумело, неправильно и потому безуспешно. Недостатки учебной работы у этих школьников очень разнообразны и могут распространяться почти на все виды учебной деятельности. Одним из недостатков является отсутствие активного способа заучивания. Отсутствует пересказ и логическая обработка текста, нет проверки усвоения материала и часто ученик убежден, что знает материал. Описанный недостаток, как правило проявляется в работе по всем предметам.
Следующий недостаток – неправильная организация самостоятельного учебного труда. Ученики не выучив правила, выполняют упражнения, допускают много мелких ошибок, не соблюдают учебный режим, работают торопясь, не отдыхая или постоянно отвлекаясь или долго не могут собраться сесть за приготовление уроков.
Часто встречающимся недостатком у школьников этой группы, также ведущим к неуспеваемости, является медленный темп самостоятельной учебной работы. Медленный темп приготовления уроков у разных учеников зависит от разных причин. Одни ученики поминутно отвлекаются от занятий (слушают радио, играют с кошкой, читают), другие очень медленно совершают переход от выполнения одного задания к выполнению другого (они без конца перекладывают книги с места на место, не могут решиться, за что именно приняться, раскрывают то одну тетрадь, то другую). У некоторых учеников вообще выработалась привычка производить всю учебную работу очень медленно. Описанные недостатки не исчерпывают все встречающиеся недостатки этого типа у школьников.
Возможность закрепления неправильных приемов учебной работы объясняется тем, что вначале учебная деятельность является менее сложной, и неадекватность тех или иных приемов может либо вообще не ощущаться, либо сказываться значительно меньше, чем в более сложных заданиях в последующих классах. Например, ученик может легко и быстро приготовить пересказ небольшого отрывка или выучить наизусть маленькое стихотворение, если он будет читать текст несколько раз подряд, без пересказа и разбивки текста на отрывки. Однако, как только рассказ удлиняется, а содержание усложняется, заучивать таким способом становиться труднее. Но многие школьники успевают привыкнуть пользоваться такими приемами заучивания, на которые они натолкнулись в начале обучения.
Содержание, формы и методы изучения «легкой» музыки в общеобразовательной
школе
Музыкально-эстетическая культура представляет собой комплекс качеств личности, включающий способность воспринимать музыку эмоционально как живое творчество, понимать ее образное содержание, оценивать как художественно-эстетическое явление и свободно оперировать музыкальными представлениями в сознан ...
Необходимость введения и цели профильного обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы спе ...
Научно-исследовательская работа
Преддипломная педагогическая практика занимает важное место в научно-исследовательской работе будущих инженеров педагогов. Она создает условия для практического применения знаний по специальным предметам, по всем психолого-педагогическим дисциплинам. Во время практики присутствовали две формы НИРС. ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.