Причины возникновения неуспеваемости школьников

Педагогика » Психолого-педагогическая коррекция школьной неуспеваемости » Причины возникновения неуспеваемости школьников

Страница 3

Группа учеников, причиной неуспеваемости которых является неумением трудиться.

Учебная деятельность есть деятельность трудовая. В тех случаях, когда у школьника не создается по той или иной причине правильного отношения к труду и не формируется умение работать, достаточно одной этой причины для того, чтобы он стал неуспевающим учеником.

Имеются различные причины, приводящие этих учеников к неуспеваемости, прежде всего, сюда относятся ученики, пришедшие в школу с не сформировавшимся отношением к труду вообще, т.е. такие ученики, у которых имеются в этой области пробелы воспитания в дошкольном возрасте. Ошибочность воспитания этих детей в дошкольном детстве заключалась в то, что они обычно в процессе жизни до школы не имели постоянных обязанностей и не были приучены их выполнять (собирание игрушек, вытирание пыли с цветов, раскрашивание картинок и т.д.). В результате у них в дошкольный период жизни не сформировались те нравственные качества, умения и навыки, которые необходимы для всякой трудовой деятельности и без которых в процессе учебной деятельности не может формироваться правильное отношение к учебному труду. В чем именно выражается несостоятельность того или иного ученика и когда она наступает, зависит от конкретных обстоятельств жизни ученика. Так, у школьника, хорошо подготовленного в интеллектуальном плане, легко усваивающего учебных материал, неумение трудиться может сказаться позже, чем у школьника, который материал усваивает с трудом.

В эту же группу неуспевающих школьников часто попадают ученики, у которых причиной неуспеваемости является неправильная организация их учебной деятельности уже в школе. Учебная деятельность предъявляет к школьнику ряд требований. новые умения и новые возможности, необходимые для дальнейшего выполнения учебной деятельности, должны формироваться у школьников уже в процессе выполнения правильно построенной учебной трудовой деятельности. Решающими условиями здесь является наличие достаточной трудовой нагрузки для каждого школьника, с одной стороны, и обеспечение достаточной самостоятельности выполнения учебной деятельности, с другой.

В начальных классах встречаются ученики, которые настолько отстают в усвоении материала, что совершенно не в состоянии принимать участие в общей работе класса, а так же есть часть детей с хорошими знаниями учебного материала, с умениями и навыками, позволяющими без всякого напряжения выполнять свои задания. И те и другие ученики уже с самого начала обучения, иногда в течении длительного времени, оказываются лишенными в обучении достаточной трудовой нагрузки, которую имеют их сверстники и без которой не формируется правильного отношения к учебному труду. Этот первый период обучения определяет часто и все дальнейшее отношение школьников к учебному труду.

В процессе учебной деятельности при условии самостоятельного выполнения школьником встающих перед ним в обучении дел и обязанностей у него возникают и развиваются необходимые личные качества, умения и навыки. Как ни странным это может показаться, но часто учителя сами ограничивают самостоятельность своих учеников при выполнении ими многих видов учебной работы. Это проявляется в самых различных формах: в обязательном выполнении на доске большей части заданий, в наводящих вопросах учителя, являющихся фактически подсказыванием ученику готового ответа. Но наиболее частые случаи ограничения самостоятельности ученика в работе можно встретить у некоторых родителей. Естественно, что ребенок самостоятельно выполняет дела хуже и медленнее, естественно, что он может совершить ошибку, что-нибудь забыть или сделать неправильно. Активно помогая ребенку выполнять его учебные обязанности, активно участвуя в его учебной деятельности и выполняя некоторые обязанности за него, родители как бы становятся между ребенком и его деятельностью, как бы принимая на себя часть его дел и забот, переживаний, стремлений и мотивов. В результате такой неправильно организованной помощи родителей ребенок лишается необходимой самостоятельности в выполнении им учебной деятельности, и, как следствие этого, не происходит того развития, о котором мы писали выше. Поэтому он начинает учиться все хуже и хуже и начинает нуждаться в помощи все дольше и больше.

Группа неуспевающих учеников из-за отсутствия познавательных и учебных интересов.

Наличие интереса способствует тому, что ученик усваивает знания не формально, а связывает приобретаемые знания с предыдущим материалом, переосмысливает с их точки зрения представления об окружающей действительности. Знания становятся достоянием школьника, он начинает стремиться к дальнейшему их приобретению. в противоположность этому знания, усвоенные без интереса, легко могут стать формальными, ненужными школьнику, так как не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются школьниками, не влияют на их представление об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности. Как показали исследования, во всех классах школы имеется большая группа учеников, у которых учебные интересы либо недостаточно развиты, либо вовсе отсутствуют. Таким ученикам значительно труднее учиться, чем ученикам с развитыми учебными и познавательными интересами.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Виды предметно-практической деятельности, способствующие развитию тактильной чувствительности
Другим видом деятельности, способствующим развитию осязания, является занятие аппликацией. Его можно начать с обследования геометрических фигур, из которых составляются различные орнаменты и композиции. Поначалу разнообразие фигур ,которыми оперируют учащиеся, должно быть минимальным. Аппликации вы ...

Роль учителя
Каковы цели обучения? Чему мы должны научить ученика? Упрощенное представление таково: ученик обязан усвоить программный материал. А что значит усвоить? Выучить? Запомнить? Ответить по учебнику? Воспроизвести то, что сохранила память? Память изменчива. Сегодня запомнил, завтра забыл. Спросите учите ...

Мeтoдичecкиe ocoбeннocти рaбoты пo фoрмирoвaнию кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти учaщихcя при oбучeнии мaтeмaтикe
Для фoрмирoвaния кoммуникaтивнoй кoмпeтeнции нa oтдeльных рaбoчих и нa вceх oткрытых урoкaх рeкoмeндуeтcя иcпoльзoвaть тeхнoлoгию рaбoты в мaлых группaх (этo тeхнoлoгия из личнocтнo-oриeнтирoвaннoгo oбучeния). В cвoeй рaбoтe учитeлю вaжнo рacкрыть cуть дaннoй тeхнoлoгии: чтo oнa дaёт в плaнe фoрмир ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru