Причины возникновения неуспеваемости школьников

Педагогика » Психолого-педагогическая коррекция школьной неуспеваемости » Причины возникновения неуспеваемости школьников

Страница 3

Группа учеников, причиной неуспеваемости которых является неумением трудиться.

Учебная деятельность есть деятельность трудовая. В тех случаях, когда у школьника не создается по той или иной причине правильного отношения к труду и не формируется умение работать, достаточно одной этой причины для того, чтобы он стал неуспевающим учеником.

Имеются различные причины, приводящие этих учеников к неуспеваемости, прежде всего, сюда относятся ученики, пришедшие в школу с не сформировавшимся отношением к труду вообще, т.е. такие ученики, у которых имеются в этой области пробелы воспитания в дошкольном возрасте. Ошибочность воспитания этих детей в дошкольном детстве заключалась в то, что они обычно в процессе жизни до школы не имели постоянных обязанностей и не были приучены их выполнять (собирание игрушек, вытирание пыли с цветов, раскрашивание картинок и т.д.). В результате у них в дошкольный период жизни не сформировались те нравственные качества, умения и навыки, которые необходимы для всякой трудовой деятельности и без которых в процессе учебной деятельности не может формироваться правильное отношение к учебному труду. В чем именно выражается несостоятельность того или иного ученика и когда она наступает, зависит от конкретных обстоятельств жизни ученика. Так, у школьника, хорошо подготовленного в интеллектуальном плане, легко усваивающего учебных материал, неумение трудиться может сказаться позже, чем у школьника, который материал усваивает с трудом.

В эту же группу неуспевающих школьников часто попадают ученики, у которых причиной неуспеваемости является неправильная организация их учебной деятельности уже в школе. Учебная деятельность предъявляет к школьнику ряд требований. новые умения и новые возможности, необходимые для дальнейшего выполнения учебной деятельности, должны формироваться у школьников уже в процессе выполнения правильно построенной учебной трудовой деятельности. Решающими условиями здесь является наличие достаточной трудовой нагрузки для каждого школьника, с одной стороны, и обеспечение достаточной самостоятельности выполнения учебной деятельности, с другой.

В начальных классах встречаются ученики, которые настолько отстают в усвоении материала, что совершенно не в состоянии принимать участие в общей работе класса, а так же есть часть детей с хорошими знаниями учебного материала, с умениями и навыками, позволяющими без всякого напряжения выполнять свои задания. И те и другие ученики уже с самого начала обучения, иногда в течении длительного времени, оказываются лишенными в обучении достаточной трудовой нагрузки, которую имеют их сверстники и без которой не формируется правильного отношения к учебному труду. Этот первый период обучения определяет часто и все дальнейшее отношение школьников к учебному труду.

В процессе учебной деятельности при условии самостоятельного выполнения школьником встающих перед ним в обучении дел и обязанностей у него возникают и развиваются необходимые личные качества, умения и навыки. Как ни странным это может показаться, но часто учителя сами ограничивают самостоятельность своих учеников при выполнении ими многих видов учебной работы. Это проявляется в самых различных формах: в обязательном выполнении на доске большей части заданий, в наводящих вопросах учителя, являющихся фактически подсказыванием ученику готового ответа. Но наиболее частые случаи ограничения самостоятельности ученика в работе можно встретить у некоторых родителей. Естественно, что ребенок самостоятельно выполняет дела хуже и медленнее, естественно, что он может совершить ошибку, что-нибудь забыть или сделать неправильно. Активно помогая ребенку выполнять его учебные обязанности, активно участвуя в его учебной деятельности и выполняя некоторые обязанности за него, родители как бы становятся между ребенком и его деятельностью, как бы принимая на себя часть его дел и забот, переживаний, стремлений и мотивов. В результате такой неправильно организованной помощи родителей ребенок лишается необходимой самостоятельности в выполнении им учебной деятельности, и, как следствие этого, не происходит того развития, о котором мы писали выше. Поэтому он начинает учиться все хуже и хуже и начинает нуждаться в помощи все дольше и больше.

Группа неуспевающих учеников из-за отсутствия познавательных и учебных интересов.

Наличие интереса способствует тому, что ученик усваивает знания не формально, а связывает приобретаемые знания с предыдущим материалом, переосмысливает с их точки зрения представления об окружающей действительности. Знания становятся достоянием школьника, он начинает стремиться к дальнейшему их приобретению. в противоположность этому знания, усвоенные без интереса, легко могут стать формальными, ненужными школьнику, так как не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются школьниками, не влияют на их представление об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности. Как показали исследования, во всех классах школы имеется большая группа учеников, у которых учебные интересы либо недостаточно развиты, либо вовсе отсутствуют. Таким ученикам значительно труднее учиться, чем ученикам с развитыми учебными и познавательными интересами.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Значение зрительного восприятия в формировании других психических функций у детей дошкольного возраста
"Восприятие-отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков". Восприятие осуществляется посредством действия, связано с обследованием воспринимаемого объекта, с построением его образа. Восприятие - очень сложный, системный, многоуровневый п ...

Доисторическая эпоха бессознательного умозаключения
Положение, которое человека занимает в природе, очень отличается от того, о чем поэты и философы мечтали когда-то. Те прекрасные картины, которым они предавались, не соответствует действительности. Идиллической обстановке, в которой они представляли античных людей, никогда и нигде не было. Не с зол ...

Задачи в истории математического образования в России
С древнейших времен люди сталкивались с необходимостью решения различных практических задач. Приходилось отыскивать способы их решения. Т.о., текстовые задачи изначально были «движущей силой» развития математики. Математические знания были связаны с практическими нуждами людей: летоисчислением, выч ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru