Реформа высшей школы глазами студентов и преподавателей

Педагогика » Реформа высшей школы глазами студентов и преподавателей

Страница 2

Больше единодушия вузовская общественность проявляет в вопросе о том, кто должен учиться платно. Подавляющая доля опрошенных студентов, преподавателей и руководящих работников вузов считает, что деньги за учебу должны платить прежде всего иностранцы, а также студенты из СНГ. Вопрос о платности обучения в вузе изучался и в 1999 г. За этот период мнение вузовской общественности существенно изменилось. Так, если в 1999 г. считали, что образование должно быть платным 21% опрошенных, а возражали против этого 42%, то в 2006 г. такой точки зрения придерживались соответственно 62% и 34% студентов. В отношении источников платы за образование: 44% студентов хотели бы получать государственные кредиты, а 41% - иметь спонсоров.

Одно из направлений реформы в учебном процессе высшей школы - введение рейтинговой системы оценки знаний. Как показали результаты исследования, почти каждый третий студент (29%) и четвертый преподаватель (23%) уверены, что рейтинговая система в их вузах не действует, а еще более 1/3 опрошенных студентов (36%) и 2/5 преподавателей (41%) затруднились ответить на этот вопрос. Те же, кто подтвердил существование в их вузах рейтинговой системы, в целом невысоко оценили ее эффективность. Так, всего лишь 13% опрошенных студентов и 16% преподавателей указали, что данное нововведение способствует систематическим занятиям студентов и повышает их учебную активность, в то время как такая же доля опрошенных (13% студентов и 15% преподавателей) полагает, что рейтинговая система, наоборот, ограничивает познавательную активность студентов вузов, а, соответственно, 3% и 2% опрошенных убеждены, что эта система усиливает субъективизм преподавателей в оценке знаний студентов. Кроме того, 6% опрошенных студентов и 3% преподавателей высказали мнение, что рейтинговые системы в их вузах действуют формально, практически ничего не меняя.

Внедрение новаций в вузе тормозится чаще всего, с точки зрения преподавателей, отсутствием их материальной заинтересованности в инновационной деятельности. Разобщенность вузовских коллективов и отсутствие сотрудничества в инновационных процессах как основную причину тормоза реформ в вузах отметила почти треть опрошенных, а консерватизм части членов преподавательского коллектива, их нежелание менять привычные формы и методы, деятельности - почти четверть. В ходе исследования руководящие работники вузов высказали мнение о ряде причин, тормозящих ход реформ в высшей школе. Прежде всего это:

1. Недостаточное материально-техническое и финансовое обеспечение управленческой деятельности - 52%;

2. Отсутствие у вузовской общественности четких представлений о путях реформы - 43%;

3. Недостаточный уровень профессионализма и компетентности управленческих кадров - 24%;

4. Недостаточная информационная база для принятия решений - 20%;

5. Усиливающаяся бюрократизация управления - 18%;

6. Отсутствие необходимых нормативных документов - 18%;

7. Слабый контроль за реализацией принятия решений - 10%;

8. "Смещение" функций различных управленческих структур - 8%.

Опрошенные руководящие вузовские работники в целом достаточно высоко оценивали новации, проводившиеся по инициативе Госкомитета по высшему образованию. Положительно отзывались они о системе научных стажировок (87%), приглашении зарубежных коллег на работу в российские вузы (81%), государственной аттестации вузов (76%), формировании на базе вузов региональных научно-образовательных центров (74%).

Несколько меньше доля преподавателей (58%), положительно характеризующих фактическую автономию вузов. Что же касается низкой оценки введения единой тарифной сетки, то, к сожалению, это еще раз говорит о ее формально-уравнительном характере. Данные опроса свидетельствуют о безразличном отношении руководителей вузов к созданию учебно-научных комплексов, к системе контрактов для преподавателей и сотрудников и, даже, к аккредитации вуза. Отвечая на вопрос: "Имеет ли Ваш вуз дополнительные источники финансирования (кроме госбюджетного) ? ", опрошенные руководители вузов назвали такие источники и формы финансирования, как собственная хозяйственная деятельность вузов - 47%, финансовая поддержка со стороны заказчиков проектов - 31%, региональный бюджет - 22%, отраслевое финансирование - 17%, иностранные фонды развития образования - 9%, пожертвования местных предпринимателей - 5%, а 9% указали на другие источники финансирования. Новые формы хозяйственной деятельности широкого распространения в вузах не получили. В частности, в большинстве вузов отсутствует такая форма хозяйствования, как продажа продукции опытных производств, программ для ПК, учебно-методической литературы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Доисторическая эпоха бессознательного умозаключения
Положение, которое человека занимает в природе, очень отличается от того, о чем поэты и философы мечтали когда-то. Те прекрасные картины, которым они предавались, не соответствует действительности. Идиллической обстановке, в которой они представляли античных людей, никогда и нигде не было. Не с зол ...

Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования
В настоящее время в социально-педагогической науке представлено большое количество исследований по теории и практике социально-педагогической деятельности, их роли в удовлетворении особых социальных, и культурно-образовательных потребностей детей и молодежи. Разработаны концепции социально-педагоги ...

Рок – музыка – неотъемлемая часть современной культуры
Символом массовой молодежной культуры второй половины ХХ столетия стала рок-музыка, повлекшая за собой рождение рок-культуры. Она включила в себя не только прослушивание и исполнение рок-музыки, но и манеру говорить, одеваться, мыслить, общаться. Для молодежи рок-культура – это отражение конфликта ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru