Реформа высшей школы глазами студентов и преподавателей

Педагогика » Реформа высшей школы глазами студентов и преподавателей

Страница 5

В условиях провозглашенных академических свобод сохраняет актуальность проблема: что надо стандартизировать и регламентировать в учебном процессе, а что нет.д.анный вопрос не столь однозначен, так как за ним стоят проблемы единого образовательного пространства, признания (конвертируемости) дипломов выпускников, наконец, комфортность коммуникаций между вузами и ведомствами.

Какие же нормативные документы желают сегодня иметь проректоры российских вузов по учебной работе?

Экспертная оценка целесообразности подготовки

Госкомвузом нормативных документов,%

Нормативные документы

96г.

95 г.

96 г.

95 г.

96 г.

95 г.

Подготовка УМО примерных учебных планов и программ

Подготовка рекомендательных документов по:

а) деятельности приемных комиссий

б) курсовым работам, экзаменам

в) порядку перевода студентов из вуза в вуз

54.4

49.0

64.4

75.0

58.4

39.1

54.9

20.0

25.9

17.0

17.1

16.5

22.5

26.8

25.1

11.2

19.6

34.0

18.5

8.5

34.0

19.1

20.0

Примечание: разрешалось более одного ответа.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что приоритетное значение для проректоров по-прежнему имеет подготовка УМО примерных учебных планов и программ. Часть проректоров предлагает на месте УМО создать научно-методические региональные центры, или же подкрепить интеллектуальный потенциал УМО такими региональными центрами. Второе по значимости место, как и в 1995 году, продолжает занимать проблема подготовки рекомендательных документов по деятельности приема в вузы и порядок перевода студентов из вуза в вуз. Третье по значимости место остается за нормативной рекомендательной документацией по подготовке курсовых работ, экзаменов, зачетов.

Если сюда прибавить позиции тех, кто считает, что данные рекомендательные документы "скорее нужны, чем нет", то можно утверждать, что более 80.0% проректоров по-прежнему ожидает от Госкомвуза и УМО помощи в подготовке рекомендательных документов: примерных учебных планов и документов по регламентации деятельности приемных комиссий, подготовке курсовых работ, экзаменов, зачетов, порядка перевода студентов из вуза в вуз. Отношение к этой проблеме проректоров, руководящих учебной работой в вузах различной ведомственной подчиненности, за истекший год существенным образом не изменилось.

Такой важнейший нормативный документ, как ГОСТ, вызывает у экспертов, как уже отмечалось, неоднозначное отношение. И хотя большинство руководителей вузов (по крайней мере на словах) одобряет введение ГОСТов, далеко не все высшие учебные заведения строго им следуют. Так, по данным исследования, лишь немногим более 1/3 гуманитарных и социально-экономических дисциплин полностью соответствует образовательным стандартам. Судя по полученным ответам, наиболее "вольно" с ГОСТами в вышеназванных областях знаний обращаются в вузах Минздрава.

По общему признанию экспертов, кадровое обеспечение вузов является сегодня наиболее сложной проблемой. "Элитные" вузы пока еще имеют приток студентов, "удерживают" набор в аспирантуру и прием новых преподавателей на кафедры. Но в перспективе (4-5 лет), по мнению опрошенных, следует ожидать возрастания кадровых трудностей. Они связаны со сменой поколений, недостатком преподавателей молодого и среднего возраста, уходом из вузовской системы наиболее квалифицированных кадров, относительным снижением квалификационного уровня набираемых преподавателей. Отчасти снижение качественного состава преподавательских кадров вызвано тяжелым материальным положением вузов и снижением престижа преподавательского труда. Одновременно часть преподавательских кадров, особенно пожилого возраста, оказалась в ситуации "вынужденного закрепления" в вузе из-за невозможности найти другую работу.

Вузы пытаются приспосабливаться к изменяющейся ситуации. Изыскивают возможности дополнительного материального поощрения, создают параллельные коммерческие образовательные структуры; представляют большую свободу в чтении авторских курсов при снижении кафедрального контроля за их содержанием. При этом налицо тенденция к усилению опоры на совместителей, в том числе, на преподавателей-практиков. Делаются попытки целевой подготовки и закрепления студентов и аспирантов для обеспечения внутренних потребностей в кадрах, в том числе, с предоставлением материальных льгот, зарубежных стажировок и заключением целевых договоров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Роль интуиции в педагогической деятельности
Роль интуиции в педагогической деятельности, по мнению С. Д. Полякова, состоит в следующем: * без интуиции невозможно успешно учить и воспитывать детей, не владея способностью к психологическому проникновению во внутренний мир ребёнка, в подспудные процессы, которые происходят в каждом детском колл ...

Научно-исследовательская работа
Преддипломная педагогическая практика занимает важное место в научно-исследовательской работе будущих инженеров педагогов. Она создает условия для практического применения знаний по специальным предметам, по всем психолого-педагогическим дисциплинам. Во время практики присутствовали две формы НИРС. ...

Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств
Подвижная игра – одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего школьного возраста. Характерная ее возможность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru