Необходимость введения и модель предпрофильной подготовки

Педагогика » Проектная деятельность как средство предпрофильной подготовки учащихся » Необходимость введения и модель предпрофильной подготовки

Страница 1

В предыдущей главе мы определили, что ребенок не готов совершить самоопределение относительно профиля обучения при переходе в старшую школу, поскольку у него не сформирована психологическая готовность к выбору в силу отсутствия тех умений и качеств, которые для этого нужны, а также нет опыта ответственного выбора на практике. Поэтому важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 7-9-м классах, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение.

От этого выбора в немалой степени зависят и успешность обучения в старших классах, и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.

На сегодняшний день можно сказать, что предпрофильная подготовка - это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).

Исходя из анализа действующих учебных планов и минимально необходимых объемов предпрофильной подготовки, базовый минимальный объем предпрофильной подготовки следует определить примерно в 100 часов (если считать в среднем по 3 учебных часа в неделю на 34 учебных недели в году).

Из базовых 100 часов предпрофильной подготовки большую часть времени - примерно 2 часа в неделю - отводить на специально организованные краткосрочные курсы по выбору. Цель этих курсов - расширение знаний ученика по выбранному предмету, а также организация занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе.

Треть объема предпрофильной подготовки, суммарно примерно 30-35 часов за год, предполагается отводить на информационную работу (не менее половины этого времени - на знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9-го класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема, посещение дней открытых дверей и др.,), а также на мероприятия профориентационного характера и на психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование девятиклассников.

Задачи предпрофильной подготовки можно пердставить в следующем виде:

1. Предоставление информации, расширяющей сведения по учебным предметам, о возможных путях продолжения образования,

2. Выявление интересов, склонностей, способностей школьников в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности,

3. Развитие способностей и умений, необходимых подростку для построения дальнейшей образовательной траектории, в частности способности к осознанному выбору,

4. Оказание помощи подростку в осознании своих дефицитов и преимуществ, относительно избираемой деятельности,

5. Предоставление учащемуся возможности попробовать свои силы в различных социальных ролях, реализовать свой интерес к выбранному предмету,

6. Мотивирование учащегося на продолжение образования.

Как мы уже констатировали, решение этих задач в полной мере невозможно в традиционных формах обучения. Традиционная система образования применительно к подростковому возрасту и решению задач выбора профиля, является неэффективной. Это связано, на наш взгляд, со следующими обстоятельствами:

Во-первых, несоответствие содержания деятельности ребенка, организуемого школой, деятельности, в которой происходит его развитие;

Во-вторых, оторванность содержания образования от подлинного содержания детской жизни в этом возрасте;

В-третьих, отсутствие событийности в традиционном образовательном процессе, отсутствие тех конкретных "меток", по которым подросток может фиксировать свое взросление.

Подготовка учащихся к выбору профиля обучения предусматривает этапы:

пропедевтический (при завершении обучения в 8 классе или в начале 9 класса) - выявление образовательного запроса учащихся;

основной (в период обучения в 9 классе) - обучения способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности, анализ возможных ограничителей свободы выбора профиля обучения, реализация "проб выбора профиля обучения";

заключительный (при окончании 9 класса) - оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

Каждый этап профильной ориентации сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами.

На пропедевтическом этапе осуществляется:

презентация "образовательной карты" территории;

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Особенности реализации функции контроля в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения
Контроль (фр. сontrole) 1. Наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причины. 2. Функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел. Такое определение даёт педагогический словарь. На сегодняшний день существуе ...

Целеустремленное формирование мотивационной основы учебной деятельности
“Психологический закон утверждает: прежде чем предложишь ребенку какую-нибудь деятельность, постарайся заинтересовать его ею, позаботься про то, чтобы выяснить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю ж ...

Особенности профессиональной деятельности лингвиста в условиях информатизации общества
Третье тысячелетие надвигается на человечество как клубок кризисов. Человеку бросают вызов и экологический кризис, и пугающие последствия генной инженерии, а также неконтролируемость и непредсказуемость процессов, связанных с техногенными факторами. Не обойдена катаклизмами и сфера духовной деятель ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru