Необходимость введения и модель предпрофильной подготовки

Педагогика » Проектная деятельность как средство предпрофильной подготовки учащихся » Необходимость введения и модель предпрофильной подготовки

Страница 2

предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.

Пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив учащихся, в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки.

На основном этапе предусматривается:

обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности;

организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения;

анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора профиля обучения.

На завершающем этапе:

реализуются "пробы выбора профиля обучения", серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле, а также возможностей школьника требованиям избираемого профиля;

используются "матрицы" и "схемы" альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно, "количественно" соотносить аргументы "за и против" совершаемого выбора профиля.

Таким образом, по завершению предпрофильной подготовки нам нужно определить ее эффективность, т.е. узнать, готов ли ребенок совершить выбор профиля или нет, поэтому в рамках эксперимента по профильному обучению и предпрофильной подготовки несколькими авторами были выделены компетентности и новообразования (умения, личностные качества, способности), наличие которых у учащихся и позволяет говорить нам об их готовности к переходу в старшую школу и выбору профиля обучения. Рассмотрим эти подходы:

С позиции исследователей С.Н. Чистяковой и Н.Ф. Родичева, самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих базовых отношений, ключевых компетенций, овладение которыми позволяет действовать в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях, принимать решения, адекватные своим ценностным смыслам.

Выдвинутые ими ключевые компетенции проявляются в следующих состояниях готовности школьника:

1. Испытывать потребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, в самовыражении в образовательном и профессиональном сообществе, в продуктивном освоении образовательной среды;

2. Знакомиться с предлагаемыми вариантами профильного обучения и конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения;

3. Ставить образовательную и профессиональную цели, и двигаться к их достижению;

4. Участвовать в создании личностно значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб;

5. Владеть разнообразными способами деятельности, помогающими выбору продолжения образования и профессионального становления в условиях изменяющегося общества и формирования рынка труда.

По мнению же А.К. Лукиной, зрелый, полный, развернутый выбор, готовность к переходу в старшую школу и выбору профильного обучения предполагает наличие следующих личностных качеств и способностей:

Способность к построению образа собственного будущего у ребенка;

Выраженность ценностных ориентаций, связанных с образом желаемого будущего, и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;

Представление о тех компетентностях, которыми необходимо обладать для достижения этого будущего;

Знание того, через какие виды профессиональной, социальной и предметной деятельности это будущее может быть осуществлено;

Развитая субъектность как принятие собственной способности и готовности выступать причиной целесообразных изменений в своей жизни и окружающем мире;

Знание себя, своих ресурсов и возможностей, а также дефицитов и готовность к самоизменению;

Наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в профильном обучении.

Представление об образовательных возможностях социума, других способах выработки у себя необходимых компетентностей и продолжения образования;

Умение делать осознанный ответственный выбор.

Еще один исследователь в этой области П.С. Лернер считает, что успешность осознанного выбора и освоения будущей профессии определяется такими факторами, как:

1. Широта общего культурологического кругозора, эрудиция, полнота и глубина мировидения;

2. Уровень любознательности и стремления расширить собственное информационное поле;

3. Интегративность (целостность) знания, обеспечиваемая структурно-логическими и межпредметными связями традиционных учебных дисциплин с представлениями о сумме технологий и многообразии техники для различных видов будущей профессиональной деятельности;

4. Сформированность специализированных интересов к той или иной области знания и продуктивной области деятельности;

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Основные приемы при работе с развивающими играми
Чтобы вовлечь детей в игры я использовала различные игровые приемы: 1. К детям приходят их знакомые герои сказок: Колобок, Зайка, Мишка, Кукла, Петрушка, Обезьянка и т.д. Они просят показать им любимые игры детей, научить в них играть, помочь выбраться из какой-то ситуации. 2. Нравятся детям и путе ...

Вклад отечественных педагогов в разработку проблем трудового воспитания дошкольников
Целью дошкольного воспитания является всестороннее физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое развитие детей и подготовка их к школе. Она должна быть связана с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Следует начи ...

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построе ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru