Разработка диагностического инструментария выявления уровня сформированности ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи

Педагогика » Развитие ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста » Разработка диагностического инструментария выявления уровня сформированности ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи

Страница 1

Целью практической части нашего исследования является изучение особенностей развития ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными речевыми нарушениями, и в соответствии с этим разработать систему работы по формированию данной формы речи. Для этого нами была составлена модифицированная методика исследования ситуативной речи, в основе которой лежит комплексная программа выявления состояния связной речи у детей с системным недоразвитием речи В.К. Воробьевой. В рамках исследования нами был подобран наглядный материал, оформленный в виде альбома (см. дополнительное приложение), который включает 5 сюжетных картинок с различными ситуациями для первичной диагностики и 5 аналогичных картинок для повторной диагностики. Все ситуации представленные на картинках знакомы ребёнку и постоянно встречаются дома, в детском саду, на улице. А именно это:

Ситуационная картинка "Утром на пороге в группу".

Ситуационная картинка "Завтрак в детском саду".

Ситуационная картинка "Музыкальное занятие в детском саду".

Ситуационная картинка "Тихий час в детском саду".

Ситуационная картинка "Утром в ванной".

Ситуационная картинка "Мамин помощник".

Ситуационная картинка "Уборка дома".

Ситуационная картинка "Идём в магазин".

Ситуационная картинка "Игровой уголок дома".

Ситуационная картинка "Сказка на ночь".

Методика проведения исследования ситуативной речи детей среднего дошкольного возраста заключается в следующем:

1. Детям по очереди предлагаются подобранные ситуативные картинки.

2. При демонстрации каждой картинки детям задается вопрос: "Что здесь изображено, расскажи?".

3. Детям предлагается ответить на ряд вопросов логопеда, которые разработаны к каждой ситуативной картинке.

4. Детям предъявляется начало рассказа по данной ситуативной картинке, которое они должны дополнить несколькими словами или предложениями.

Все полученные ответы детей, с целью их дальнейшего анализа, заносятся в протокол исследования ситуативной связной речи, представленный в приложении Б.

В результате выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы.

Анализ ответов детей проводится на основе следующих критериев:

1) соответствие рассказа изображенной на картине ситуации, умение устанавливать причинно-следственные связи;

2) самостоятельность составления рассказа, использование помощи;

3) полнота, структура рассказа, использование синтаксических, лексических средств, грамматическое оформление высказываний.

4) умение отвечать на вопросы, качество ответов.

Оценка уровня развития ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста, предусматривается качественно-количественная. На основании выделенных критериев анализа детских ответов были выделены и описаны пять характеристик возможных ответов детей, и была определена их балльная оценка.

Качественно-количественная оценка:

5 баллов - рассказ составляется самостоятельно, понимает логику событий, рассказ соответствует изображенной ситуации, используются разнообразные лексические средства, соблюдены грамматические нормы языка, отмечается разнообразие использования синтаксических конструкций, даются полные ответы на вопросы.

4 балла - рассказ составляется с некоторой помощью в виде уточняющих, побуждающих вопросов, отмечается недостаточная развернутость высказывания, грамматические нормы соблюдены, достаточный запас лексических средств, рассказ соответствует изображенной ситуации.

3 балла - при составлении рассказа требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, отмечаются неточное соответствие рассказа данной ситуации, отмечаются трудности в построении высказываний, многочисленные паузы, словарный запас ограничен, бедность синтаксических конструкций, отмечаются аграмматизмы.

2 балла - рассказ составляется по вопросам, ответы, как правило, односложные, связное высказывание затруднено, словарный запас небольшой, преобладают простые предложения, отмечаются аграмматизмы, отмечается соскальзывание на другие темы.

1 балл - отмечается отказ от выполнения задания или даются неадекватные ответы, а также возможен лишь односложный ответ даже после оказания различных видов помощи.

Итак, оценка и анализ полученных результатов осуществляется по следующей разработанной нами процедуре:

1. Все занесённые в протокол ответы детей по каждой предложенной ситуации анализируются и оцениваются в целом по предложенной нами бальной оценке, которая фиксируется в протоколе в графе "оценка в баллах".

2. Все полученные баллы по 5 ситуациям суммируются и указываются в протоколе в графе "итого".

3. Исходя из полученной общей оценки (суммы баллов) делается вывод об уровне сформированности ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Использования мультимедийных технологий на различных этапах урока
Рассмотрим возможности использования мультимедийных технологий на различных этапах урока: Этапы урока Содержание Цели Условия достижения положительных результатов организационный демонстрация темы и целей урока Подготовить учащихся к работе на уроке доброжелательный настрой учителя и учащихся; быст ...

Фразеология как наука
Фразеология (от греч. рhrasis, ‘выражение’ и logos ‘учение’) — фразеологический состав языка (то есть совокупность всех фразеологизмов), а также раздел языкознания, его изучающий. Хотя фразеологизмы состоят из нескольких слов, они по значению (значение имеет весь фразеологизм в целом, а не составля ...

Проблема самоопределения подростков при выборе профиля обучения
Подростковый возраст является одним из самых важных в становлении личности, трудным периодом психологического взросления и полового созревания ребенка. На сегодняшний день в отечественной психологии нет единственно точной теории, которая бы отражала всю специфику подростничества достаточно полно, у ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru