Целью практической части нашего исследования является изучение особенностей развития ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными речевыми нарушениями, и в соответствии с этим разработать систему работы по формированию данной формы речи. Для этого нами была составлена модифицированная методика исследования ситуативной речи, в основе которой лежит комплексная программа выявления состояния связной речи у детей с системным недоразвитием речи В.К. Воробьевой. В рамках исследования нами был подобран наглядный материал, оформленный в виде альбома (см. дополнительное приложение), который включает 5 сюжетных картинок с различными ситуациями для первичной диагностики и 5 аналогичных картинок для повторной диагностики. Все ситуации представленные на картинках знакомы ребёнку и постоянно встречаются дома, в детском саду, на улице. А именно это:
Ситуационная картинка "Утром на пороге в группу".
Ситуационная картинка "Завтрак в детском саду".
Ситуационная картинка "Музыкальное занятие в детском саду".
Ситуационная картинка "Тихий час в детском саду".
Ситуационная картинка "Утром в ванной".
Ситуационная картинка "Мамин помощник".
Ситуационная картинка "Уборка дома".
Ситуационная картинка "Идём в магазин".
Ситуационная картинка "Игровой уголок дома".
Ситуационная картинка "Сказка на ночь".
Методика проведения исследования ситуативной речи детей среднего дошкольного возраста заключается в следующем:
1. Детям по очереди предлагаются подобранные ситуативные картинки.
2. При демонстрации каждой картинки детям задается вопрос: "Что здесь изображено, расскажи?".
3. Детям предлагается ответить на ряд вопросов логопеда, которые разработаны к каждой ситуативной картинке.
4. Детям предъявляется начало рассказа по данной ситуативной картинке, которое они должны дополнить несколькими словами или предложениями.
Все полученные ответы детей, с целью их дальнейшего анализа, заносятся в протокол исследования ситуативной связной речи, представленный в приложении Б.
В результате выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы.
Анализ ответов детей проводится на основе следующих критериев:
1) соответствие рассказа изображенной на картине ситуации, умение устанавливать причинно-следственные связи;
2) самостоятельность составления рассказа, использование помощи;
3) полнота, структура рассказа, использование синтаксических, лексических средств, грамматическое оформление высказываний.
4) умение отвечать на вопросы, качество ответов.
Оценка уровня развития ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста, предусматривается качественно-количественная. На основании выделенных критериев анализа детских ответов были выделены и описаны пять характеристик возможных ответов детей, и была определена их балльная оценка.
Качественно-количественная оценка:
5 баллов - рассказ составляется самостоятельно, понимает логику событий, рассказ соответствует изображенной ситуации, используются разнообразные лексические средства, соблюдены грамматические нормы языка, отмечается разнообразие использования синтаксических конструкций, даются полные ответы на вопросы.
4 балла - рассказ составляется с некоторой помощью в виде уточняющих, побуждающих вопросов, отмечается недостаточная развернутость высказывания, грамматические нормы соблюдены, достаточный запас лексических средств, рассказ соответствует изображенной ситуации.
3 балла - при составлении рассказа требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, отмечаются неточное соответствие рассказа данной ситуации, отмечаются трудности в построении высказываний, многочисленные паузы, словарный запас ограничен, бедность синтаксических конструкций, отмечаются аграмматизмы.
2 балла - рассказ составляется по вопросам, ответы, как правило, односложные, связное высказывание затруднено, словарный запас небольшой, преобладают простые предложения, отмечаются аграмматизмы, отмечается соскальзывание на другие темы.
1 балл - отмечается отказ от выполнения задания или даются неадекватные ответы, а также возможен лишь односложный ответ даже после оказания различных видов помощи.
Итак, оценка и анализ полученных результатов осуществляется по следующей разработанной нами процедуре:
1. Все занесённые в протокол ответы детей по каждой предложенной ситуации анализируются и оцениваются в целом по предложенной нами бальной оценке, которая фиксируется в протоколе в графе "оценка в баллах".
2. Все полученные баллы по 5 ситуациям суммируются и указываются в протоколе в графе "итого".
3. Исходя из полученной общей оценки (суммы баллов) делается вывод об уровне сформированности ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи.
Методы овладения двигательными умениями и навыками
при дифференцированном подходе
В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяются на: - метод разучивания упражнения по частям (расчленено-конструктивный); - метод разучивания упражнения в целом (целостно-конструктивный); - метод сопряженного воздействия. Метод расчлен ...
Роль игры в обучении младших школьников
Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Имитационные способности ребенка, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, а также языкового барьера способствуют эффектив ...
Необходимость введения и цели профильного обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы спе ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.