Что касается подростков, особенно младших подростков (10-12-летних детей), то для них опыт работы в позиции учителя младших школьников может стать своего рода возрастной инициацией, резко повышающей их учебную самостоятельность и ответственность. Эксперименты по организации разновозрастного сотрудничества младших подростков показали, что в мотивационном отношении их работа в позиции учителя выгодно отличается от их же работы в позиции ученика.
Работа в позиции учителя в принципе доступна всем ученикам 3 - 4 классов вне зависимости от их учебной успеваемости, общего развития и индивидуальных особенностей, но неэлементарна для них, лежит в зоне их ближайшего развития, ибо требует понимания и учета интеллектуальной позиции партнера-ученика.
В целом, ситуация взаимообучения способствует развитию у маленьких учителей способности понимать и учитывать позицию другого человека, но это не происходит само собой, а требует специальных усилий взрослого учителя, который должен обеспечить своих юных коллег средствами понимания особой точки зрения и интеллектуальных трудностей другого ученика.
Разумеется, у метода взаимного обучения имеются и недостатки. Как показали многочисленные эксперименты психологов, если обучающий в ситуации взаимообучения выигрывает всегда, то про обучаемого этого сказать нельзя. По крайней мере, два фактора могут разрушительно действовать на отношение «ребенок-учитель — ребенок-ученик».
Первый фактор — сходство или различие интеллектуальных структур «учителя» и «ученика». Дело в том, что взрослый учитель (в идеале), зная и понимая больше, чем ученик, обладает способностью и умениями передавать знания в доступной форме, подстраиваясь к личностным и умственным индивидуальным особенностям своего ученика, умея его заинтересовать, давая ему достаточную, но не чрезмерную самостоятельность, предлагая помощь и обратную связь именно в той форме, которая потребна и приятна данному ребенку. Все это подразумевает не только специальные знания и опыт, но прежде всего развитую рефлексию как способность понять своего ученика. У маленьких учителей таковые способности заведомо менее развиты. Поэтому при неразвитой способности к рефлексии минимальная разница между знаниями и умениями «учителя» и «ученика» обеспечивает, как это ни парадоксально, лучший эффект обучения, чем значительная разница. Так, среднеуспевающий ученик может оказаться лучшим помощником для плохоуспевающего, чем отличник. Поэтому одновозрастное взаимообучение (по крайней мере для освоения знаний, умений, навыков) предпочтительнее, чем разновозрастное.
Второй фактор, который может исказить и даже разрушить все достоинства взаимообучения — это стиль детских взаимоотношений. Ни для кого не секрет, что дети могут быть не менее грубы и жестоки в отношениях друг с другом, чем взрослые. Когда «учитель» самоутверждается за счет ученика, высмеивая и выпячивая его ошибки, ситуация обучения неминуемо разрушается и перерастает в межличностный конфликт. Кроме того, дети из разных социальных слоев по-разному интерпретируют любое оценочное суждение, в том числе и оценочное суждение сверстника. Дети из социально благополучных семей обычно воспринимают оценочное суждение как обратную связь для дальнейшего взаимодействия. Дети из социально неблагополучных семей склонны воспринимать любое содержательное замечание как наказание, и если за взрослым учителем они признают право наказывать, то за сверстником такого права они не признают.
Итак, если суммировать все доводы «за» и «против» взаимообучения как одного из ведущих компонентов учебного процесса, то выгоды отчетливо перевешивают. В приложении 1 к настоящей работе приведена таблица, иллюстрирующая этот тезис.
Понятие метода в психолого-педагогической
литературе
Метод (от греч. Methodos - путь к чему-либо) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под методом педагогического процесса (обучения, воспитания) понимают способ упорядоченной совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач о ...
Задачи и содержание по развитию словаря
В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, Н.Е. Веракса, О. М. Дьяченко, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных ...
Прoблeмa фoрмирoвaния кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти в пcихoлoгo-пeдaгoгичecкoй
литeрaтурe
Пoнятиe «кoмпeтeнтнocть» имeeт лaтинcкиe кoрни и прoиcхoдит oт «compete», чтo пeрeвoдитcя нa руccкий язык кaк «дoбивaюcь», «cooтвeтcтвую», «пoдхoжу», этo пoнятиe дaвнo иcпoльзуeтcя в пcихoлoгичecкoй и пeдaгoгичecкoй литeрaтурe, oднaкo пoвышeнный интeрec к нeму пoявилcя лишь в пocлeднee врeмя. В нoв ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.