Вместе с тем практика работы показала, что интерес к современной легкой музыке можно использовать и для приобщения подростков к музыкальной культуре. С этой целью в репертуар параллельно с популярными новинками включаются лучшие образцы современной легкой музыки, народные песни. В данном случае увлеченность подростков во многом зависит от умелого и тактичного подхода к их интересам. Не навязывая те или иные произведения, важно расширять музыкальный кругозор учащихся, привлекать их внимание к своеобразию музыки, ее выразительным средствам (особенностям мелодии, ритмической структуры, динамики и т. д.).
В развитии музыкального восприятия и вкуса участников рок-групп и ВИА важную роль играют разнообразные творческие задания. Например, ребятам предлагается сравнить с оригиналом эстрадную аранжировку русской народной мелодии и ее обработку композитором-классиком или сопоставить разные эстрадные аранжировки одной и той же песни и выбрать лучший вариант. Благодаря освоению музыкального языка учащиеся в дальнейшем смогут создавать и собственные аранжировки мелодий, сочинять свои песни.
Таким образом, приобщение к лучшим образцам современной легкой музыки оказывает на подростков положительное воздействие (особенно на «трудных»), а решение образовательных задач способствует их музыкальному развитию.
Организуя досуг подростков и старшеклассников, необходимо иметь в виду особенности истории развития популярных жанров, которая свидетельствует о стремлении каждого поколения иметь свою легкую музыку. Современные критики отмечают, что в настоящее время ее отличает эффектность звучания, где большое внимание уделяется электронным инструментам, более «выпуклым» ритмическим структурам. Используя интерес учащихся к дискотеке, педагог может помочь учащимся ориентироваться в пестром и многостильном калейдоскопе эстрадной музыки. Тактично развенчивая слепое преклонение перед мимолетной модой, уводя от подражания и развлекательности к интеллектуальности и серьезности, он открывает перед ними большой мир легкой музыки, ставшей неотъемлемой частью современной музыкальной культуры.
Рок-музыка играет немаловажную роль в формировании музыкально-эстетической культуры подростков. Она стала символом молодежной культуры второй половины ХХ века и сегодня является неотъемлемой частью современной массовой культуры.
Изучение рок-музыки в общеобразовательной школе требует особого подхода к нему, поскольку подросток вынужден черпать знания о современной музыке из неформальных каналов, и, как следствие информация негативно влияет на развитие музыкальной культуры у школьников-подростков. Поэтому сегодня актуальным становится разработка методических программ по изучению современной музыки.
В результате теоретического анализа мы пришли к выводу, что формирование музыкально-эстетической культуры подростков в условиях современной массовой культуры будет успешным если:
содержание воспитательной деятельности учитывает особенности слияния рок-музыки на старшеклассников и художественной направленности музыкально-эстетических интересов подростков;
учебно-воспитательный процесс направлен на творческую деятельность с применением как традиционных, так и прогрессивных методов обучения;
программа внеурочной и внеклассной музыкальной деятельности предполагает свободный выбор подростками социально значимых ориентиров, что ведет к качественно новому этапу музыкально-эстетического развития личности подростка.
- учитель будет владеть знаниями об истории развития рок-музыки, ее истоках значении, сильных и негативных сторонах, лучших образцах.
Таким образом, из выше изложенных положений следует, что предполагаемые цели и задачи исследования выполнены, и проведенное нами исследование методических разработок по изучению рок-музыки в современной школе позволило выявить, что данные методики могут быть успешно использованы в качестве материала для учителя музыки в его профессиональной деятельности.
Понятие дистанционного обучения
Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как "дистантное образование" (distant education), "дистантное обучение" (distant learning). Нек ...
Диагностика структуры воспитательных явлений
“Всех людей захотелось хвалить? Веселюсь. В умном сердце глубоко запрятана грусть!” Исикава Такубоку Понятие “структура” означает взаиморасположение составных частей изучаемого явления. Следовательно, структурная диагностика направлена на изучение внутреннего строения воспитательного процесса. До с ...
Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми
Всякий дефект, т. е. какой-либо телесный недостаток, ставит организм перед задачей преодолеть этот дефект, восполнить недостаток, компенсировать ущерб, приносимый им. Таким образом, влияние дефекта всегда двойственно и противоречиво: с одной стороны, он ослабляет организм, подрывает его деятельност ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.