Рок- музыка как новый способ творческого самовыражения молодежи родилась почти пятьдесят лет назад. В соизмерении с общим историческим процессом развития музыкального искусства это срок почти незаметный. Однако, в условиях ускоренного темпа жизни конца ХХ века, интенсивного развития средств массовых коммуникаций данного времени хватило, чтобы рок-музыка завоевала и заметно изменила мир. Ее влияние затронуло почти все сферы жизни: отношение к искусству, моде, досугу, творчеству, семье, образованию.
Сила воздействия рок-музыки на общество по мнению разных исследователей обусловлена тем, что это, прежде всего, социальный феномен, отражающий новый способ мышления, мироотношения, новой жизненной позиции, стремление молодежи к самоутверждению, поиску собственного стиля, образа жизни, тяги к экспериментированию. Нормализованная потребность к новизне, к утверждению самости, во все времена затрудняла процесс социализации, угнетала духовные силы юных. В ХХ веке устремленность освободится от консерватизма традиционной культуры, сконцентрировавшись в энергетическом порыве рок-музыки, отразившем новую эстетику, новое мировоззрение.
Своей силой рок-музыка сумела заметно изменить окружающий мир, способствуя прежде всего его омоложению, ориентации на молодежный имидж. Под влиянием рок-музыки в жизни распространились новые ценности, новый более свободный стиль общения, новые формы проведения досуга. Музыка также повлияла на жизнь общества, открылись новые условия для объединения людей, независимо от национальности, религиозного происхождения. Для человечества рок-музыка стала новым способом вхождения в диалог культур, укреплением пространственных, временных связей в искусстве.
Как чисто музыкальное явление она открыла широкие возможности для массового музицирования, способствовала совершенствованию звукозаписи, обновлению музыкального языка, обогащению представлений о возможностях звука. Она оказала противоречивое воздействие на процесс социализации детей и подростков.
Благодаря фантастическому развитию звуковоспроизводящей техники, телевидения и компьютеров, молодежь третьего тысячелетия постоянно находится в атмосфере легких жанров. Отворачиваясь от этого явления, современная школа, фактически способствует стихийному формированию музыкально-эстетических вкусов учащихся. Не прятаться от реалий современной массовой культуры, а наоборот, помочь подросткам сориентироваться в многозвучности жанров и стилей творчества в наши дни – важная задача современного учителя музыки. В связи с актуальностью обозначаемой проблемы
целью нашего исследования является анализ, изучение, выявление роли и места рок-музыки в современной музыкальной культуре, ее влияние на формирование музыкально-эстетической культуры, а также разработка модели учебно-воспитательного процесса, ориентированного на формирование у старшеклассников эстетически значимой системы ценностей и вкусов. В соответствии с целью нами были выдвинуты Задачи:
Изучение литературы по данной теме
Определение музыковедческих признаков, характеризующих рок-музыку
Разработка принципов и методов учебно-воспитательной работы, способствующих становлению музыкально-эстетической культуры подростков.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, ориентированный на формирование у подростков эмоционально-ценностного отношения к рок-музыке.
Предметом исследования выступает формирование музыкально-эстетической культуры с применением прогрессивных методов обучения, а также использования внеклассных и внеурочных форм работы.
Методами исследования являются анализ литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация теоретического материала и педагогическое наблюдение.
Методологической базой нашего исследования явились концепции В. А Сухомлинского о музыке как средстве формирования эстетической культуры; Лармина О. В. о развитости способности художественного восприятия, важности эстетически понимать, оценивать его; Ю. Б. Алиева о специфических средствах становления музыкальной культуры у подростков, проблемно- творческих методах приобщения учащихся к музыке; Дмитриевой Л. Г., Черноиваненко Н. М. О формах проведения досуга старшеклассников с целью формирования музыкально-эстетической культуры; Кабиловой С. Ф. о проблеме формирования музыкальной культуры современного школьника.
Первая глава рассматривает теоретические основы формирования у подростков эмоционально-ценностного отношения к рок-музыке. Определяет рок-музыку как неотъемлемую часть современной массовой культуры и освещает проблемы формирования музыкально-эстетической культуры старшеклассников.
Вторая глава посвящена характеристике педагогических условий формирования музыкально-эстетической культуры старшеклассников и эмоционально-ценностного отношения к «легкой» музыке. В ней анализируется содержание современных методик по изучению «легкой» музыки в современной общеобразовательной школе и показана технология организации внеурочной и внеклассной деятельности подростков. Прилагается заключение и библиография с указанием литературных источников.
Зарождение мышления и его развитие в раннем возрасте
Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления. В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружающих пред ...
Методика проведения народных подвижных игр
Народные подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать народные подвижны ...
Анализ учебников по русскому языку для начальной
школы
Основное направление преподавания языка, несомненно, задают учебники русского языка. Современная начальная школа располагает несколькими учебниками русского языка. Наиболее часто в школах используется учебник Т.Г. Рамзаевой. Положительной стороной этого учебника можно считать большое количество упр ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.