Содержание, формы и методы изучения «легкой» музыки в общеобразовательной школе

Педагогика » Особенности влияния рок-музыки на формирование музыкально-эстетической культуры подростков » Содержание, формы и методы изучения «легкой» музыки в общеобразовательной школе

Страница 1

Музыкально-эстетическая культура представляет собой комплекс качеств личности, включающий способность воспринимать музыку эмоционально как живое творчество, понимать ее образное содержание, оценивать как художественно-эстетическое явление и свободно оперировать музыкальными представлениями в сознании и деятельности.

Для нашего исследования важнейшее значение приобретает аспект формирования у подростков эмоционально-ценностного отношения к «легкой» музыке, то есть область музыкально-эстетической культуры.

Если в общем охарактеризовать процесс формирования и развития музыкально-эстетической культуры личности, то, как нам представляется, он должен быть направлен на устойчивое изменение интересов, вкусов и потребностей подростка.

В ряду сегодняшних проблем современной школьной «музыкальной педагогики» проблема формирования и развития интереса в музыкальном воспитании, развитии и обучении подростков становится, пожалуй, одной из наиболее важных и сложных, ибо если у учащихся нет интереса к тому, что происходит на уроке музыке, если урок проводится без эмоциональной приподнятости, сильных эмоциональных переживаний и впечатлений, если оживление наступает лишь со звонком с урока, ни о каком полноценном музыкальном развитии говорить не приходится.

Интерес - прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке в частности. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. На уроках и внеклассных занятиях, где уделяется большое внимание формированию интереса к музыке, школьники-подростки переживают самые различные чувства. Здесь – и сомнение в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкального сочинения, и удивление, и восторг.

Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия и, конечно же не сухое вдалбливание песенного материала, музыкальных фрагментов, дат жизни композиторов. Это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний.

Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней – обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль.

Психологической наукой сформулированы различные уровни развития учебных интересов школьников-подростков: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Любопытство к урокам музыки, как правило, проявляет большинство учащихся. Многие учителя замечают, что ученики-подростки перед уроком с большим интересом спрашивают, какую песню намечено разучить, какое музыкальное произведение прослушать. Здесь привлекает прежде всего занимательная сторона: достаточно ли песня весела, что изображает музыкальное произведение. Стадия любознательности наступает в процессе музыкального обучения уже как определенный показатель уровня его результата. Эта стадия характеризуется стремлением учащегося самостоятельно узнать нечто о заинтересовавшем его музыкальном явлении: песне, произведении определенного композитора, жанре оперы, симфонии и др.

Познавательный интерес к музыке всегда сочетается с эмоциональным интересом к ней и характеризуется вниманием к основным закономерностям музыкального искусства: явлениям стиля в музыке, музыкального многоголосия, исполнительским средствам выразительности. Высшая ступень развития познавательных интересов в области музыки непосредственным образом связана с развитием музыкальных чувств, потребностей и интересов и заключается в стремлении использовать имеющиеся знания и умения на практике, в самостоятельных занятиях музыкой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Роль учителя
Каковы цели обучения? Чему мы должны научить ученика? Упрощенное представление таково: ученик обязан усвоить программный материал. А что значит усвоить? Выучить? Запомнить? Ответить по учебнику? Воспроизвести то, что сохранила память? Память изменчива. Сегодня запомнил, завтра забыл. Спросите учите ...

Использование семантических образов
Одним из наиболее важных аспектов эффективного формирования познавательной деятельности учащихся является учет их семантики в процессе познания, что одновременно является наиболее существенной чертой личностно-ориентированных подходов к обучению. Как мы уже указывали, именно этот аспект наименее ра ...

Самовоспитание личности как педагогический феномен
Собственно воспитательное воздействие представляет внешнюю часть педагогического процесса — организацию и функционирование воспитательных средств, форм, методов, приемов. Самовоспитание — это вторая, скрытая часть процесса — внутренняя субъектная психическая деятельность ребенка, которая выражается ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru