И друг другу улыбнулось,
Ручейки звенят вокруг:
"Пробудись скорее, друг!"
Светит солнышко в глаза,
Значит, к нам пришла…
У: Весна - прекрасное время года. Новые звуки, краски, запахи дарит нам она. Приход весны вдохновлял художников, поэтов, композиторов. Сколько замечательных произведений посвятили они этому удивительному времени года!
II. Постановка цели урока.
У: Сегодня на уроке мы создадим свое уникальное произведение - рукописную книгу. А кто мне подскажет, что такое - рукописная книга?
У: Книга будет состоять из ваших рукописей - сочинений. Как вы думаете, о чем мы будем писать?
У: (Демонстрация обложки). Книгу мы так и назовем "Весна идет", и тема сочинения - "Весна идет". (Запись темы на доске и на листках)
У: А как мы замечаем приход весны? Давайте послушаем весенние звуки, они подскажут, что же изменилось в природе (прослушивание звуков весеннего леса).
III. Подготовительный этап.
У: Мы создали весеннюю полянку. Теперь нам нужно ее описать. Какой тип текста мы будем использовать?
У: А какая часть речи делает текст более ярким, выразительным?
У: Вспомните, из каких частей обычно состоит текст?
IV Составление плана
V Написание сочинения
Тема: Изложение с языковым анализом по тексту К. Г. Паустовского «Первый снег».
Задачи:
закрепить понятие “изложение с языковым анализом”;
показать систему языковых средств, использованных в тексте;
обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка;
содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся;
помочь понять учащимся идею, композицию, детали, связи и зависимости текста;
развивать творческие возможности учащихся;
научить понимать и ценить красоту русского языка.
На доске записан план текста.
I. Оргмомент
II. Вступительная беседа.
III. Чтение текста учителем.
Первый снег.
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения.
Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мертвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.
Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.
Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал :
– Первый снег очень к лицу земле.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
IV. Беседа по тексту.
Понравился ли вам рассказ? Почему? Что вы мысленно увидели, когда слушали рассказ?
Определите тип речи и стиль этого текста.
Назовите тему текста, о чем он?
V. Составление плана.
VI. Языковой анализ текста.
Игровые приемы в обучении письму на начальном этапе
Одним из способов формирования и формулирования мысли является письменная речь. Внешне выраженная, как и устная, письменная речь вторична и представляет собой фиксацию наших мыслей, ассоциаций. Вторичность письма не умаляет его значения в нашей жизни, однако, является одним из факторов, определяющи ...
Прoблeмa фoрмирoвaния кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти в пcихoлoгo-пeдaгoгичecкoй
литeрaтурe
Пoнятиe «кoмпeтeнтнocть» имeeт лaтинcкиe кoрни и прoиcхoдит oт «compete», чтo пeрeвoдитcя нa руccкий язык кaк «дoбивaюcь», «cooтвeтcтвую», «пoдхoжу», этo пoнятиe дaвнo иcпoльзуeтcя в пcихoлoгичecкoй и пeдaгoгичecкoй литeрaтурe, oднaкo пoвышeнный интeрec к нeму пoявилcя лишь в пocлeднee врeмя. В нoв ...
Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики
в старшем дошкольном возрасте
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И. П, Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно свя ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.