Вашему вниманию представляется урок на тему: «Кремниевая кислота. Соли кремниевой кислоты», наполненный экологическим содержанием, способствующий развить экологические знания у школьников средней школы, определить взаимосвязь между изучаемым объектом и окружающей средой, а также показать роль уроков химии при формировании экологической культуры школьников, их способности применять знания и навыки для достижения основной цели экологии – сохранение окружающей природной среды.
Цель урока: познакомить учащихся со строением молекулы кремниевой кислоты, способами ее получения и возможностями применения солей кремниевой кислоты в современной промышленности, а также обобщить знания учащихся о кремнии, оксиде кремния (IV). Сформировать знания экологической направленности, чтобы показать необходимость изучения взаимосвязи между окружающей природной средой и ее загрязнениями отходами и выбросами стекольного производства, определить каково влияние выбросов и сбросов силикатных производств на здоровье человека.
Задачи обучения: сформировать понятие кремниевая кислота, расширить представление о способах получения, свойствах и способах применения силикатов в промышленности. Познакомить школьников с экологическими проблемами производств силикатной промышленности. Развить экологическое сознание и воспитание школьников, дать представление о том, что возможности химии достаточно многообразны и халатное отношение к окружающей природной среде приведет к нарушению гармонии в природе и развитию экологической катастрофы.
Задачи развития: продолжить развитие у учащихся основных приемов мышления (умения анализировать, сравнивать и т.д.), совершенствовать умение учащихся самостоятельно работать с дополнительной информацией. Развить экологическое сознание школьников, заложить в основу воспитания представления о взаимосвязи состава, строения, свойств и биологической функции веществ, их двойственной роли в живой природе.
Задачи воспитания: продолжить химическое и экологическое образование школьников.
Ход урока
Организационный момент (1-2 мин.)
- посадка детей;
- проверка принадлежностей;
- отметка отсутствующих и т.д.
II. Опрос домашнего задания (10 мин.)
Что такое кремний?
Каково содержание его в земной коре?
Какие наиболее распространенные соединения кремния вы можете назвать?
Как в промышленности получают кремний?
Расскажите о физических и химических свойствах кремния.
Где применяют кремний?
Опишите химические свойства и области применения оксида кремния (IV).
Изучение нового материала (20 мин.)
Кремниевая кислота. Соли кремниевой кислоты.
Строение молекулы.
Состав кремниевой кислоты условно изображают формулой H2SiO3. В действительности ее состав более сложный:
Известно много различных кремниевых кислот с общей формулой
n SiO2 ∙ m H2O.
Получение. В отличие от многих других кислот кремниевую кислоту нельзя получить гидратацией оксида кремния (IV), ибо он с водой не реагирует. Кремниевую кислоту получают при действии кислот на растворы ее солей. При этом она выпадает в виде студенистого осадка:
Na2SiO3 + 2HCl → 2NaCl + H2SiO3↓
2Na+ + SiO32- + 2H+ +2Cl- → 2Na+ + 2Cl + H2SiO3 ↓
2H+ + SiO32- → H2SiO3 ↓
Природные соединения кремния обычно представляют собой производные не метакремниевой, а группы так называемых поликремниевых кислот. K природным силикатам относятся полевые шпаты, слюда, глины, асбест и др. Состав этих минералов сложен. Для удобства их часто условно выражают как соединения оксидов, например:
Какой быть системе образования в Республике Казахстан
Ситуация, в которой оказался Казахстан, характеризуется вызовами (требованиями) времени и ответами на них Республики. Прежде всего, это глобальный экономический кризис и форсированное индустриально-инновационное развитие Республики как казахстанский путь к посткризисному развитию и лидерству . Каки ...
Основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки
Комплекс задач образовательных учреждений по организации профильной подготовки формируется на основе новых требований, которые перед системой образования и обучения ставит современное общество. В теории и практике профильного обучения на сегодняшний день еще нет единых подходов. Вместе с тем крепне ...
Фразеология как наука
Фразеология (от греч. рhrasis, ‘выражение’ и logos ‘учение’) — фразеологический состав языка (то есть совокупность всех фразеологизмов), а также раздел языкознания, его изучающий. Хотя фразеологизмы состоят из нескольких слов, они по значению (значение имеет весь фразеологизм в целом, а не составля ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.