Существует, например, методика создания квазиконспекта. В самом общем виде автоконспектирование сводится к решению двух задач: а) разделению текста на три части – ненужные фрагменты, относительной необходимости («на потом») и непосредственно нужные; б) лексическому свертыванию фраз, относящихся к фрагментам двух последних частей текста.
Возможности автореферирования и автоконспектирования можно использовать при обучении процедурам создания вторичных текстов.
Другим примером ИИТ является использование информационных технологий в процедурах анализа текстов. Так, например, квантитативная лингвистика в применении количественной методики стала более эффективной с появлением вычислительной техники:
с помощью формально-количественных методов изучается авторский идиостиль (взаимосвязь между языковыми средствами и особенностями творческой позиции писателя);
на основе выявления матрицы переходных частот употреблений пар букв определяется автор анонимных текстов;
анализ частот парной встречаемости грамматических классов слов позволило доказать, что глубинная структура «Слова о полку Игореве» – структура XI столетия (выясняется время создания);
с помощью метода, основывающегося на учете зависимости частоты употребляемого слова и длины предложения, в котором оно появляется, (метод «Диаграммы накапливающихся сумм», Англия) установлено, что каждому человеку свойствен прочно укоренившийся неизменный стиль, который не поддается имитации.
И последняя разновидность информационных технологий – это поддерживающие информационные технологии (ПИТ), понимаемые как совокупность информационных ресурсов. К ним относятся электронные библиотеки, электронные энциклопедии, электронные библиотечные каталоги мира и базы данных.
Лингводидакты считают, что процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности обучаемого, способностей к альтернативному мышлению, повышения его творческого потенциала. В образовательной сфере популярным стал термин ' информационно-коммуникационные технологии'’ (ИКТ), который именует технологии, организованные на базе как компьютерной техники, так и современных средств связи (электронная почта, форумы, чаты, теле- и видеоконференции и т. д.).
Приведем примеры учебных заданий с использованием потенциала информационно-коммуникационных технологий:
В качестве подготовки к лабораторной работе по лексикографии студентам предлагается подготовить рекламу словаря в устной форме или форме видеоряда (презентация, видеофильм).
В качестве зачетной работы по одной из тем или итоговой зачетной работы предлагается подготовить доклад с презентацией по одной из предложенных тем.
Подготовка электронных минихрестоматий по одному из предложенных вопросов.
Подготовка словарного минимума по какой-либо норме в электронном виде.
Разработка электронных глоссариев по предложенным темам.
Подготовка видеоматериалов к практикуму «Основы мастерства публичного выступления»
Подготовка квазиобзоров, квазиконспектов, квазихрестоматий и т. д.
Одним из довольно удачных примеров обращения к интернет-ресурсам для организации самостоятельной работы студентов могут послужить задания, предлагаемые в учебнике «Русский язык и культура речи», изданном под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой в 2010 году. Например:
Задание 1. Зайдите на портал Грамота.ру в справочную службу. Какие вопросы задают посетители портала? Приведите примеры вопросов и ответов. Насколько доступно излагают ответы эксперты портала?
Задание 2. Познакомьтесь с сайтом http://www.kury.ru/jur_wrds. Какие ошибки словоупотребления рассматриваются в этом онлайновом курсе.
Обязательность использования информационных технологий в труде гуманитария-лингвиста и необходимость владения соответствующими навыками – это истина аксиоматичная. Однако хотелось бы уточнить, что, признавая необходимость компьютеризации образовательной системы и включения в нее информационных технологий, мы не абсолютизируем эти формы организации обучения, в силу того, что компьютеры никогда не смогут полноценно заменить учителя. Подтверждением этому является интересное исследование Марка Леппера , в котором детально прокомментированы речь и способы взаимодействия учителей во время работы в классе. «Из того, что делают учителя, особенно полезными являются способы взаимодействия, которые старательно выбираются, чтобы быть незавершенными, или в каком-то смысле несовершенными: конкретные действия выбираются с целью спровоцировать последующую увлеченность ученика именно это является специфически человеческой способностью». Имеют место и другие факты, позволяющие утверждать, что перспектива освобождения учащихся от чисто школьных организационных структур не может быть реальной. Однако требование максимального использования информационных технологий в образовании вполне мотивировано и оправдано. Но обилие и разнообразие этих технологий, различная степень доступности каждому конкретному филологу и характера востребованности в соответствии со спецификой его научного труда создают серьезные трудности в освоении этого аспекта научной и педагогической деятельности. Исходя из специфики конкретного вуза и факультета, на данном этапе развития образовательной системы можно говорить, на наш взгляд, о необходимости освоения следующих видов информационных технологий:
Описание опыта реализации возрастного подхода в
деятельности школьного социального педагога
Изучение опыта реализации возрастного подхода в деятельности школьного социального педагога позволило сделать следующие выводы. МОУ "Средняя общеобразовательная школа №29" расположена по адресу г. Череповец, ул. Моченкова, д.10, телефон 29-59-77. Микрорайон находится на окраине города, в ...
Взаимодействие педагогов дополнительного образования с родителями учащихся
лицеев
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием во ...
Обучение младших школьников грамотному каллиграфическому письму
Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует всех учителей начальных классов и учителей русского языка. Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, к ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.