Большие возможности для освоения навыков осязательного восприятия заключается в игре "Чудесный мешочек". Мешочек комплектуется различными небольшими предметами: катушкой, молоточком, кольцом, кубиком, шариком яйцом, матрешкой, пирамидкой маленькой куклой и т.д. В зависимости от дидактических, задач игра может проводиться по - разному. Например, ребенок нащупывает и достает названный педагогом предмет пли отбирает предметы по указанному педагогом признаку ( по форме, материалу или его свойствам).
Другой вариант этой игры. Ребенок достает первый попавшийся предмет, обследует его и дает ему характеристику, т.е. называет характерные признаки этого предмета.
В дидактической игре можно упражнять детей в дифференцировании предметов по величине. Например, после обследования чучел белок предложить детям рассортировать желуди по величине на большие и маленькие для того, чтобы "накормить” белочку - маму и ее детеныша.
Можно сочетать упражнения на ознакомления с формой с дифференциацией величины, т.е. при одинаковой форме предметов варьировать их величину. В первых упражнениях надо использовать объекты, резко отличающиеся по величине. Соответствующий цикл коррекционных упражнений следует начинать с двух предметов (большой - маленький), зятем предъявлять детям три предмета (большой, меньше еще меньше), таким образом у детей постепенно вырабатываются умения различать предметы, имеющие большую разницу по величине.
Для формирования этих дифференциаций используются упражнения на собирание различных пирамидок, игры с корзинками-вкладышами, "Почтовый ящик". В последнем случае обследуется ящик, в крышке которого имеются отверстия разной формы и величины. К ящику прилагается набор объемных фигур. От ребенка требуется взять из набора фигуру, обследовать ее, затем найти в крышке ящика соответствующее по форме и величине отверстие и опустить в него фигуру.
Для развития осязательной чувствительности надо уделять особое внимание знакомству и распознавание поверхностей с различными фактурами: гладкие, шершавые, ворсистые и др. Для этого используются наборы тканей, различных сортов бумаги, наборы, включающие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы, глины и др. материалов. При ознакомлении детей с фактурой предметов их внимание фиксируется также и на температурных ощущениях, получаемых при восприятии различных материалов. Обследуемые материалы необходимо сочетать с характеристикой их фактуры. Например, металл - гладкий, холодный, "бархатная бумага" - шероховатая и мягкая и т.п.
Исследование проводилось на базе МДОУ №85 Засвияжского РОО г. Ульяновска, где присутствуют пять групп для детей с различными нарушениями зрения и одна группа для детей без каких-либо отклонений.
Исследование проводилось с сентября 2005 года по май 2006 года.
В нём участвовало 6 детей с различными зрительными нарушениями.
Список детей экспериментальной группы.
1. Аня К. – 2000 года рождения.
2. Ксения Т.- 2000 года рождения.
3. Андрей Ю.- 15.10 2005 года рождения.
4. Павел Р. – 28.12 2005 года рождения.
5. Саша С.- 2000 года рождения.
6. Настя А. – 25.11. 2005 года рождения.
В группу подбирались дети с наименьшими зрительными возможностями (низкой остротой зрения), т.к. у детей данной категории познание предметного мира происходит на основе тактильного восприятия.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
1. констатирующий этап, на котором выявлены уровни сформированности навыков тактильного (осязательного) обследования;
2. формирующий этап, направленный на формирование у слабовидящих дошкольников 6 года жизни навыков тактильного (осязательного) обследования предметов и явлений окружающего мира через дидактические игры и упражнения;
3. контрольный этап, который позволил оценить эффективность предложенной системы дидактических игр и упражнений.
Содержание и результаты констатирующего эксперимента
В экспериментальную группу вошли дети 6 года жизни, имеющие низкую остроту зрения, с разными уровнями развития интеллекта и речевого развития.
Список детей экспериментальной группы.
№ п/п |
Имя, фамилия |
Зрительный диагноз |
Острота зрения |
Интеллект |
1 |
Аня К. |
Дальнозоркость слабой степени, содружественное сходящееся косоглазие, астигматизм |
0,6 0,2 |
ЗПР |
2. |
Ксения Т. |
Сходящееся содружественное паралитическое косоглазие, гиперметропия слабой степени |
1,0 0,08 |
N |
3. |
Андрей Ю. |
Сходящееся косоглазие |
0,8 0,6 |
N |
4. |
Павел Р. |
Миопия высокой степени |
0,3 0,3 |
ЗПР |
5. |
Саша С. |
Непостоянное сходящееся косоглазие, амблиопия |
0,2 0,4 |
ЗПР |
6. |
Настя А. |
Смешанный астигматизм средней степени, гиперметропический астигматизм слабой степени левого глаза, амблиопия |
0,45 0,4 |
ЗПР |
Структура деятельности преподавателя
Обязанности и основные виды работы преподавателя определяются постановлениями партии и правительства, директивами Министерства высшего и среднего специального образования СССР и отдельных центральных ведомств при Совете Министров СССР, учебными планами и программами, рекомендациями учебных отделов ...
Оценка народных подвижных игр педагогической наукой
В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены народные игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи тем, что игры, ка ...
Объект социально-педагогической диагностики Н.К.Голубев, К.Д.Радина
В этот миг перед ним открывалось То, что было незримо доселе Н. Заболоцкий Объект социально-педагогической диагностики – существенный и важный ее компонент. Выход на объект социально-педагогической диагностики предполагает ответ на вопрос о том, что диагностируется, то есть социально-педагогическая ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.