Дидактические игры и упражнения, способствующие формированию навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности

Педагогика » Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников » Дидактические игры и упражнения, способствующие формированию навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности

Страница 1

Большие возможности для освоения навыков осязательного восприятия заключается в игре "Чудесный мешочек". Мешочек комплектуется различными небольшими предметами: катушкой, молоточком, кольцом, кубиком, шариком яйцом, матрешкой, пирамидкой маленькой куклой и т.д. В зависимости от дидактических, задач игра может проводиться по - разному. Например, ребенок нащупывает и достает названный педагогом предмет пли отбирает предметы по указанному педагогом признаку ( по форме, материалу или его свойствам).

Другой вариант этой игры. Ребенок достает первый попавшийся предмет, обследует его и дает ему характеристику, т.е. называет характерные признаки этого предмета.

В дидактической игре можно упражнять детей в дифференцировании предметов по величине. Например, после обследования чучел белок предложить детям рассортировать желуди по величине на большие и маленькие для того, чтобы "накормить” белочку - маму и ее детеныша.

Можно сочетать упражнения на ознакомления с формой с дифференциацией величины, т.е. при одинаковой форме предметов варьировать их величину. В первых упражнениях надо использовать объекты, резко отличающиеся по величине. Соответствующий цикл коррекционных упражнений следует начинать с двух предметов (большой - маленький), зятем предъявлять детям три предмета (большой, меньше еще меньше), таким образом у детей постепенно вырабатываются умения различать предметы, имеющие большую разницу по величине.

Для формирования этих дифференциаций используются упражнения на собирание различных пирамидок, игры с корзинками-вкладышами, "Почтовый ящик". В последнем случае обследуется ящик, в крышке которого имеются отверстия разной формы и величины. К ящику прилагается набор объемных фигур. От ребенка требуется взять из набора фигуру, обследовать ее, затем найти в крышке ящика соответствующее по форме и величине отверстие и опустить в него фигуру.

Для развития осязательной чувствительности надо уделять особое внимание знакомству и распознавание поверхностей с различными фактурами: гладкие, шершавые, ворсистые и др. Для этого используются наборы тканей, различных сортов бумаги, наборы, включающие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы, глины и др. материалов. При ознакомлении детей с фактурой предметов их внимание фиксируется также и на температурных ощущениях, получаемых при восприятии различных материалов. Обследуемые материалы необходимо сочетать с характеристикой их фактуры. Например, металл - гладкий, холодный, "бархатная бумага" - шероховатая и мягкая и т.п.

Исследование проводилось на базе МДОУ №85 Засвияжского РОО г. Ульяновска, где присутствуют пять групп для детей с различными нарушениями зрения и одна группа для детей без каких-либо отклонений.

Исследование проводилось с сентября 2005 года по май 2006 года.

В нём участвовало 6 детей с различными зрительными нарушениями.

Список детей экспериментальной группы.

1. Аня К. – 2000 года рождения.

2. Ксения Т.- 2000 года рождения.

3. Андрей Ю.- 15.10 2005 года рождения.

4. Павел Р. – 28.12 2005 года рождения.

5. Саша С.- 2000 года рождения.

6. Настя А. – 25.11. 2005 года рождения.

В группу подбирались дети с наименьшими зрительными возможностями (низкой остротой зрения), т.к. у детей данной категории познание предметного мира происходит на основе тактильного восприятия.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа:

1. констатирующий этап, на котором выявлены уровни сформированности навыков тактильного (осязательного) обследования;

2. формирующий этап, направленный на формирование у слабовидящих дошкольников 6 года жизни навыков тактильного (осязательного) обследования предметов и явлений окружающего мира через дидактические игры и упражнения;

3. контрольный этап, который позволил оценить эффективность предложенной системы дидактических игр и упражнений.

Содержание и результаты констатирующего эксперимента

В экспериментальную группу вошли дети 6 года жизни, имеющие низкую остроту зрения, с разными уровнями развития интеллекта и речевого развития.

Список детей экспериментальной группы.

п/п

Имя, фамилия

Зрительный диагноз

Острота зрения

Интеллект

1

Аня К.

Дальнозоркость слабой степени, содружественное сходящееся косоглазие, астигматизм

0,6

0,2

ЗПР

2.

Ксения Т.

Сходящееся содружественное паралитическое косоглазие, гиперметропия слабой степени

1,0

0,08

N

3.

Андрей Ю.

Сходящееся косоглазие

0,8

0,6

N

4.

Павел Р.

Миопия высокой степени

0,3

0,3

ЗПР

5.

Саша С.

Непостоянное сходящееся косоглазие, амблиопия

0,2

0,4

ЗПР

6.

Настя А.

Смешанный астигматизм средней степени, гиперметропический астигматизм слабой степени левого глаза,

амблиопия

0,45

0,4

ЗПР

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Структура деятельности преподавателя
Обязанности и основные виды работы преподавателя определяются постановлениями партии и правительства, директивами Министерства высшего и среднего специального образования СССР и отдельных центральных ведомств при Совете Министров СССР, учебными планами и программами, рекомендациями учебных отделов ...

Оценка народных подвижных игр педагогической наукой
В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены народные игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи тем, что игры, ка ...

Объект социально-педагогической диагностики Н.К.Голубев, К.Д.Радина
В этот миг перед ним открывалось То, что было незримо доселе Н. Заболоцкий Объект социально-педагогической диагностики – существенный и важный ее компонент. Выход на объект социально-педагогической диагностики предполагает ответ на вопрос о том, что диагностируется, то есть социально-педагогическая ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru