Дидактические игры и упражнения, способствующие формированию навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности

Педагогика » Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников » Дидактические игры и упражнения, способствующие формированию навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности

Страница 5

Ср. Д/у «Выкладывание из семян гороха предметов посуды».

Цель: закрепить движения рукой по контуру предмета, выделяя его форму, величину и составные части; умение правильно называть все свойства и качества, получаемые от контакта с предметом.

Оборудование: пластилиновая основа с выдавленным контурным изображением овоща, семена гороха.

Чт. Д/у «Экскурсия на кухню».

Цель: дать детям представление о том, что посуда бывает разная по форме, величине и по виду (большая, круглая, маленькая, квадратная, фарфоровая, глиняная, стеклянная, металлическая, чайная, столовая, кухонная и т.д.)

Оборудование: посуда разного вида( кухонная: кастрюли, половники, чайники и т.д.; чайная: чашки, блюдца, заварочный чайник, сахарница и т.д ;столовая: тарелки большие и маленькие, ложки, вилки, бокалы, супница и т.д)

Пт. Д/у «Гончары».

Цель: закрепить умение осуществлять перенос обследовательских действий (вдавливание, ощупывание, составление из частей и др.) в самостоятельную практическую деятельность; закрепить свойства пластилина; совершенствовать умение с помощью пальцев рук чувствовать форму посуды.

Оборудование: пластилин, предметы кукольной посуды (чашка, тарелка).

Лексическая тема «Мебель»

Пн. Д/у «Экскурсия по группе».

Цель: закрепить навык тактильного обследования натуральных предметов; выделять характерные свойства и качества, составные элементы; точно обозначать их словом.

Оборудование: натуральные предметы мебели, имеющиеся в групповой комнате ( шкаф, стол, стул, кровать).

Вт. Д/и «Устроим кукле комнату».

Цель: совершенствовать навыки тактильного обследования, умение узнавать в заместителях реальные предметы по их форме, составным частям; закрепить предназначение предметов мебели и их названия; умение ориентироваться в микропространстве при расстановке предметов мебели.

Оборудование: кукольная мебель.

Ср. Д/и «Найди нужный трафарет и нарисуй».

Цель: совершенствовать навык обведения рукой изображения предмета по контуру, умение узнавать предметы мебели по выпуклому контуру, прорисовывать их, выделяя основные части.

Оборудование: трафареты с изображением предметов мебели, бумага, фломастеры.

Чт. Д/и «Найди похожий предмет».

Цель: дать понятие вариативности предметов мебели (стул бывает большой и маленький, со спинкой и без спинки - табурет, с жёстким сидением и мягким сидением – кресло, бывают диваны и т.д ); закрепить обследовательские навыки, развивать тактильную чувствительность от соприкосновения с различными по фактуре предметами мебели.

Оборудование: различные предметы мебели, находящиеся в групповой комнате.

Пт. С/р игра «Семья Барби».

Цель: совершенствовать обследовательские действия в свободной игровой деятельности; свободно узнавать предметы на основе тактильных ощущений.

Оборудование: кукольная мебель для Барби, куклы Барби.

Лексическая тема «Осень»

Пн. Д/и «Экскурсия в парк».

Цель: учить тактильно чувствовать и осязать явления природы – осени; дать понять детям, что и изменения природы можно почувствовать; закрепить умение использовать не только осязание рук, но и лица (чувствовать прохладный ветер, осязать сухие листья деревьев, ветки); тактильно определять изменения в природе (летом листья были мягкими, сочными, шершавыми, а осенью листья – сухие, шуршат, гладкие, ломкие).

Вт. Д/и «С какого дерева листок?».

Цель: закрепить умение узнавать и называть дерево по форме, величине и другим характерным признакам листа; умение последовательно и планомерно обследовать лист по контуру.

Оборудование: вырезанные из бумаги листья клёна, дуба, берёзы, тополя, фланелевые очки.

Ср. Д/и «Нарисуй ковёр из листьев по трафарету».

Цель: совершенствовать навык обведения рукой по контуру предмета, находить нужный контур листка с помощью осязания.

Оборудование: трафареты с изображением различных листьев, бумага, фломастеры.

Чт. Д/и «Чудесный мешочек».

Цель: совершенствовать умение осуществлять целенаправленный выбор предмета на основе осязательных обследовательских действий, узнавать и безошибочно называть предмет.

Оборудование: мешочек, веточки от дерева, листья с разных деревьев.

Пт. Д/у Барельефная лепка «Листок».

Цель: закрепить умение осуществлять перенос обследовательских действий в самостоятельную практическую деятельность, закрепить названия деревьев, чей листок дети будут лепить, совершенствовать двигательные умения и навыки.

Оборудование: пластилиновая основа, цветной пластилин.

Вся коррекционная работа проводилась по лексическим темам. Это давало возможность планомерно охватить все предметы ближайшего окружения. Обучение проводилось последовательно: сначала использовался приём сопряжённых действий, затем дети на основе отражённых действий выполняли обследование, далее - переносили свои движения в свободную практическую деятельность, где навык доводился до автоматизма. Кроме выше указанных приёмов были использованы и другие, такие как образец показа, объяснения, вопросы, беседа с детьми, игровые задания. Обследование предметов в дидактических играх проходило как с выключением зрения, так и с использованием остаточного зрения. При этом, на глаза детей надевались фланелевые очки, чтобы выключить остаточное зрение из акта обследования. Применение этого приёма показало, что у слабовидящих детей обостряется чувствительность при обследовании.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Повышение эффективности социально-педагогического сопровождения путем применения различных педагогических технологий в учреждениях дополнительного образования
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в ...

Характеристика пересказа у детей с ОНР III уровня
Нарушение связной речи (пересказа), один из симптомов общего недо развития речи. III уровень речевого развития предполагает наличие разверну той фразы, однако связная речь сформирована недостаточно. Ог раниченный словарный запас, одинаково звучащие слова, кото рым придается то или иное значение в з ...

Роль игры, учебной деятельности в развитии мышления
В течение ранних периодов развития, включая период дошколь­ного возраста, основным содержанием интеллектуальной деятельно­сти ребенка является игровая деятельность. В дошкольный период этот вид деятельности достигает своего наиболее полного, разверну­того и совершенного развития. В связи с этим важ ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru