Ср. Д/у «Выкладывание из семян гороха предметов посуды».
Цель: закрепить движения рукой по контуру предмета, выделяя его форму, величину и составные части; умение правильно называть все свойства и качества, получаемые от контакта с предметом.
Оборудование: пластилиновая основа с выдавленным контурным изображением овоща, семена гороха.
Чт. Д/у «Экскурсия на кухню».
Цель: дать детям представление о том, что посуда бывает разная по форме, величине и по виду (большая, круглая, маленькая, квадратная, фарфоровая, глиняная, стеклянная, металлическая, чайная, столовая, кухонная и т.д.)
Оборудование: посуда разного вида( кухонная: кастрюли, половники, чайники и т.д.; чайная: чашки, блюдца, заварочный чайник, сахарница и т.д ;столовая: тарелки большие и маленькие, ложки, вилки, бокалы, супница и т.д)
Пт. Д/у «Гончары».
Цель: закрепить умение осуществлять перенос обследовательских действий (вдавливание, ощупывание, составление из частей и др.) в самостоятельную практическую деятельность; закрепить свойства пластилина; совершенствовать умение с помощью пальцев рук чувствовать форму посуды.
Оборудование: пластилин, предметы кукольной посуды (чашка, тарелка).
Лексическая тема «Мебель»
Пн. Д/у «Экскурсия по группе».
Цель: закрепить навык тактильного обследования натуральных предметов; выделять характерные свойства и качества, составные элементы; точно обозначать их словом.
Оборудование: натуральные предметы мебели, имеющиеся в групповой комнате ( шкаф, стол, стул, кровать).
Вт. Д/и «Устроим кукле комнату».
Цель: совершенствовать навыки тактильного обследования, умение узнавать в заместителях реальные предметы по их форме, составным частям; закрепить предназначение предметов мебели и их названия; умение ориентироваться в микропространстве при расстановке предметов мебели.
Оборудование: кукольная мебель.
Ср. Д/и «Найди нужный трафарет и нарисуй».
Цель: совершенствовать навык обведения рукой изображения предмета по контуру, умение узнавать предметы мебели по выпуклому контуру, прорисовывать их, выделяя основные части.
Оборудование: трафареты с изображением предметов мебели, бумага, фломастеры.
Чт. Д/и «Найди похожий предмет».
Цель: дать понятие вариативности предметов мебели (стул бывает большой и маленький, со спинкой и без спинки - табурет, с жёстким сидением и мягким сидением – кресло, бывают диваны и т.д ); закрепить обследовательские навыки, развивать тактильную чувствительность от соприкосновения с различными по фактуре предметами мебели.
Оборудование: различные предметы мебели, находящиеся в групповой комнате.
Пт. С/р игра «Семья Барби».
Цель: совершенствовать обследовательские действия в свободной игровой деятельности; свободно узнавать предметы на основе тактильных ощущений.
Оборудование: кукольная мебель для Барби, куклы Барби.
Лексическая тема «Осень»
Пн. Д/и «Экскурсия в парк».
Цель: учить тактильно чувствовать и осязать явления природы – осени; дать понять детям, что и изменения природы можно почувствовать; закрепить умение использовать не только осязание рук, но и лица (чувствовать прохладный ветер, осязать сухие листья деревьев, ветки); тактильно определять изменения в природе (летом листья были мягкими, сочными, шершавыми, а осенью листья – сухие, шуршат, гладкие, ломкие).
Вт. Д/и «С какого дерева листок?».
Цель: закрепить умение узнавать и называть дерево по форме, величине и другим характерным признакам листа; умение последовательно и планомерно обследовать лист по контуру.
Оборудование: вырезанные из бумаги листья клёна, дуба, берёзы, тополя, фланелевые очки.
Ср. Д/и «Нарисуй ковёр из листьев по трафарету».
Цель: совершенствовать навык обведения рукой по контуру предмета, находить нужный контур листка с помощью осязания.
Оборудование: трафареты с изображением различных листьев, бумага, фломастеры.
Чт. Д/и «Чудесный мешочек».
Цель: совершенствовать умение осуществлять целенаправленный выбор предмета на основе осязательных обследовательских действий, узнавать и безошибочно называть предмет.
Оборудование: мешочек, веточки от дерева, листья с разных деревьев.
Пт. Д/у Барельефная лепка «Листок».
Цель: закрепить умение осуществлять перенос обследовательских действий в самостоятельную практическую деятельность, закрепить названия деревьев, чей листок дети будут лепить, совершенствовать двигательные умения и навыки.
Оборудование: пластилиновая основа, цветной пластилин.
Вся коррекционная работа проводилась по лексическим темам. Это давало возможность планомерно охватить все предметы ближайшего окружения. Обучение проводилось последовательно: сначала использовался приём сопряжённых действий, затем дети на основе отражённых действий выполняли обследование, далее - переносили свои движения в свободную практическую деятельность, где навык доводился до автоматизма. Кроме выше указанных приёмов были использованы и другие, такие как образец показа, объяснения, вопросы, беседа с детьми, игровые задания. Обследование предметов в дидактических играх проходило как с выключением зрения, так и с использованием остаточного зрения. При этом, на глаза детей надевались фланелевые очки, чтобы выключить остаточное зрение из акта обследования. Применение этого приёма показало, что у слабовидящих детей обостряется чувствительность при обследовании.
Этапы развития речи ребенка
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, ...
Психофизиологическая основа воспитания ребенка с дефектом
«По существу между нормальными и ненормальными детьми нет разницы, — говорит П. Я. Трошин. — Те и другие — люди, те и другие — дети, у тех и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способе развития». Всякое воспитание в конечном счете сводится к установлению некоторых но ...
Структура и содержания образования
Существуют различные трактовки понятия содержания образования. Так, Ю. К. Бабанский определяет его следующим образом: «Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формир ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.