Для оценки уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов были использованы рекомендации Земцовой М.И., которая предложила проводить диагностику в условиях выключенного зрения для получения наиболее достоверных результатов. Выбор диагностических заданий и их последовательность осуществлялась самостоятельно, т.к. на данный момент разработанной методики диагностирования навыков тактильного восприятия не существует
Диагностика представляла собой серию игровых заданий, подобранных в данной последовательности.
I.Обследовательские действия рукой.
1. Ощупывание.
Д/и « Узнай предмет на ощупь».
Цель: проверить активность, слаженность действий обеих рук, умение ощупывать предметы, выделять основные свойства и качества предметов, их составные части; умение узнавать и называть предметы на ощупь.
Оборудование: фланелевые очки, овощи: морковь, огурец, помидор; посуда: чашка, чайник, тарелка; мебель: стол, стул, диван; одежда: майка, рубашка, платье, шорты и т.д.
2. Вдавливание.
Д/и « Слепи из пластилина чашку».
Цель: определить силу пальцев рук, умение выделять составные части предмета.
Оборудование: пластилин, образец выполнения работы.
3. Определение температуры предмета.
Д/и « Горячо – холодно».
Цель: проверить тактильную чувствительность рук, умение определять температуру поверхности предмета, классифицировать их по температурным качествам: холодный, горячий.
Оборудование: металлический предмет, лёд, утюг, зажжённая спичка, вода холодная и тёплая и др., фланелевые очки.
4. Определение характера поверхности предмета.
Д/и « Какой предмет на ощупь», « Что из чего сделано?».
Цель: проверить степень тактильной чувствительности, умение определять тактильные ощущение, получаемые от контакта с предметом; называть эти ощущения словом.
Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, персик, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, атласная ленточка, фольга, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.
5.Выделение формы предмета.
Д/и « Найди на столе круглые предметы, треугольные, квадратные , овальные»
Цель: определить умение ребёнка определять на ощупь форму предметов, согласованно проводить двумя руками по предмету, называть правильно форму предмета.
Оборудование: различные овощи, фрукты, игрушки, предметы посуды и др.
6. Выделение величины.
Д/и « Найди в коробке большие и маленькие мячи».
Цель: выявить умение определять с помощью обследовательских действий величину предмета, узнавать и называть величину словом.
Оборудование: большая коробка, мячи разного размера, фланелевые очки.
7. Выделение частей предмета.
Д/и « Построим дом ». Конструктор.
Цель: определить умение ребёнка определять форму предмета при тактильном обследовании конструктора, выделять составные части дома, составлять из частей целый предмет.
Оборудование: крупный строительный материал.
II. Узнавание простых по форме предметов.
1. Узнавание натуральных предметов.
Д/и « Чудесный мешочек».
Цель: выявить умение применять обследовательские действия для узнавания предметов, выделять форму, величину, характер поверхности предметов на ощупь, узнавать и называть предметы простой формы.
Оборудование: мешочек, яблоко, огурец, гриб, чашка, утюг и др., фланелевые очки.
2. Узнавание заместителей предметов ( игрушек, муляжей).
Д/и « Узнай предмет на ощупь», « Чудесный мешочек».
Цель: определить умение детей узнавать и называть заместителей уже знакомых предметов.
Оборудование: муляжи: яблоко, огурец, гриб; игрушки: чашка, утюг, фланелевые очки.
III. Узнавание сложных по форме предметов.
1. Узнавание натуральных предметов с помощью обследовательских действий.
Д/и « Узнай, что перед тобой?».
Цель: выявить умения детей определять на ощупь предметы сложной формы, выделять форму, величину, составные части, характер поверхности предмета, узнавать и называть предмет на основе полученных ощущений.
Оборудование: ребёнок из группы, натуральная кошка, детский стул, большая машина, фланелевые очки.
2. Узнавание заместителей предметов (игрушек, муляжей).
Д/и « Чудесный мешочек».
Цель: проверить умение детей переносить обследовательские действия с натуральных объектов на их заместителей, выбирать способ тактильного обследования, узнавать и называть предмет по его осязательным признакам, выделять форму, величину, составные части предмета.
Оборудование: мешочек, игрушки: кукла, кошка, кукольный стул, машинка.
Использовалась пятибалльная система оценки, где:
0-1 балл – готовность к осязательному обследованию отсутствует, руки вялы и расслаблены при ощупывании предмета, скованны; дети не владеют приёмами осязательного обследования, не выделяют основные части предмета, его информативные признаки: форму, величину, характер поверхности; не узнают обследуемый объект, не соотносят со словесным обозначением.
Общая характеристика дошкольного образования в США
Дошкольное образование в США – сфера, которой уделяется много внимания и государством, и различными общественными организациями – диаспорами, религиозными общинами, сообществами родителей. Дошкольное образование в США доступно практически всем, на его развитие и совершенствование функций правительс ...
Методические
рекомендации
По результатам исследовательской работы видно, что интерес учащихся данного класса наиболее повысился благодаря разнообразным приёмам работы с лексикой, а именно: игр, упражнений различного характера, опор, наглядности. При сравнении лексической правильности речи в начале с результатами, полученным ...
Способы автоматизации
Перейдём к вопросам усвоения слова. Автоматизация происходит на основе условно-речевых упражнений. Учителю важно понять их сущность, специфику, именно поэтому в них, прежде всего, используются установки, носящие коммуникативный характер. В этом случае учащиеся должны выполнять не просто учебную зад ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.