1. Диагностический этап.
А. анализ исходной ситуации:
а) определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка;
б) определение того, входит ли она в круг проблем, которые должен решать социальный педагог;
в) выявление причин её породивших;
г) постановка проблем;
д) определение степени переживания и осознание проблемы ребенком, т.е. её актуальности для него;
е) готовность или неготовность ребенка к решению проблемы.
Б. Постановка задачи социально – педагогической защиты (проектирование).
1. Определение своей компетентности в оказании помощи или круга лиц, способных её оказать. Планирование деятельности.
2. Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и её причин или создание условий для актуализации проблемы ребенка.
3. совместное проектирование решения трудной ситуации.
4. определение способов социально – педагогической защиты (
прямые, косвенные, опосредованные).
5. помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им этих способов.
6. анализ результатов выхода из проблемы.
7. оценка собственной деятельности.
8. Последствия – формирование установки ребенка на самостоятельное преодоление подобных проблем.
9. осуществление контроля за состоянием ребенка и его развитием.
В разработках также выделено пять этапов технологической деятельности:
Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения факторов, обусловивших её возникновение. Организатор социальной деятельности настраивается на её решение, мобилизирует свой интеллектуальный, морально – психологический и профессиональный потенциал. Одновременно уточняются критерии действенности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной социальной проблемы. При этом критерии успеха деятельности социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.
Этап целеполагания. На этом этапе происходит первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор средств и способов её достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях социальной среде жизнедеятельности клиентов.
Этап обработки информации. На этом этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, её анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, оставляют содержательную базу для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы.
Процедурно – организационный этап. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и измерение результатов с критериями успешности социальной деятельности.
Контрольно – аналитический этап. Это завершающий этап технологического цикла, на котором анализируется итоги деятельности специалистов, выявляются факторы, способствующие положительному решению задач социальной деятельности, и намечаются пути устранения недостатков.
Таким образом, одно из условий социально педагогической реабилитации является наличие и правильное применение технологий для конкретного случая.
Так же одним из важных условий педагогической реабилитации является организация деятельности в разновозрастном сообществе (коллективе). Одним из авторитетов организации педагогического процесса и трудовой деятельности в разновозрастных группах является А.С. Макаренко. Опираясь на его практический опыт, мы рассматриваем разновозрастное сообщество, как множество детей разного возраста, основными способами взаимодействия которых выступают игра и общение, как совместная деятельность. Роль лидера в нем не регламентирована возрастом и статусом личности ребенка, а наличие в детском коллективе дошкольников постарше, означает не присутствие контролеров и надзирателей, а «товарищей», которые задают ему систему координат для ориентации в мире, говорят ему какое поведение приемлемо, а какое нет.
Исследователи выделяют следующие условия эффективной реабилитационной работы с дошкольниками данной категории: организация реабилитационного пространства, как межведомственная территориальная структура; профессиональная подготовка кадров; реализация принципов гуманистического воспитания; учет потенциальных возможностей учреждений дополнительного образования в реабилитационном пространстве; оказание помощи различными учреждениями в зависимости от возраста ребенка, которые могут удовлетворить его возрастные потребности; особенности педагогического дизайна в работе с трудными детьми. Учет особенностей характера детской дезадаптации (патогенная, психосоциальная, социальная, социально-запущенный ребенок) позволяет выработать адекватные условия реабилитации и подобрать соответствующее содержание. Также в реализации педагогических условий реабилитации учитывается ее структура, которая востребована при проектировании социально – реабилитационной деятельности и разработке мер, направленных на повышение ее эффективности.
Технологические основы обеспечения социализации детей дошкольного возраста
в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
Исследование направлено на изучение уровня взаимодействия и сотрудничества ДОУ и семьи. В исследовании принимали участие 35 респондентов (родители детей подготовительной к школе группе). Цель данного исследования: выявить степень информированности родителей относительно процесса воспитания в ДОУ, ф ...
Особенности тренерской работы в команде юниоров
Чему прежде всего призван учить ребят тренер-наставник? Умению трудиться. «Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства — это первая заповедь воспитания»,— считал замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский. Следовать эт ...
Стэнли Холл, Джон Дьюи и их взгляд на дошкольное воспитание
Знаменитый американский психолог, педолог и педагог Стэнли Холл (1846–1924), отдавая должное вкладу Фребеля в систему дошкольного воспитания, предлагал, чтобы все занятия и игры детей проходили по возможности на лоне природы, чтобы дети видели настоящие вещи, явления природы и хозяйственной деятель ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.