Исходя из целей и задач нашего исследования, а, также опираясь на результаты входящей диагностики, мы наметили и провели формирующий этап.
Цель формирующего этапа: преодоление деструктивных факторов, восстановление полноценной духовной жизни, повышение самооценки и уровня знаний детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На первом этапе исследования мы осуществили подбор литературных сказок, тематических игр, бесед.
Так как мы работали с группой дошкольного возраста, методы воздействия, которые мы могли применять это дидактические, сюжетно – ролевые игры, чтение сказок и загадки.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Мы их подбирали в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступало открыто, а реализовалось через игровую задачу, игровые действия, правила. Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры выступают тем рубежом, который разграничивает переход от игровой деятельности к реальной жизни, что и является одной из главных задач учреждения данного типа. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. В данном случае воспитанников привлекала не обучающая задача, а возможность быть активными, выполнять игровые действия, добиться результата. Это побуждало ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.
Дидактические игры для детей 4–5 лет должны способствовать развитию личности ребенка. Игры для этого возраста уточняют и закрепляют знания о свойствах предметов, их назначении. Детям 4–5 лет интересны игры, сочетающие движения с решением умственных задач. Мы использовали чаще словесные игры, и не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач. Дидактические игры для детей 4–5 лет разнообразны и развивают сенсорные способности ребенка, знания о природе и предметах окружающего мира, восприятие, мышление, речь, память, волю.
Примером такой игры является игра «Из чего сделано?» Для этой игры мы подбирали предметы, сделанные из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные. До начала игры я проводила короткую беседу и уточняла знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; просила вспомнить, какие они знают материалы, а так же сделанные из них вещи. Затем мы играли в новую игру, в ходе которой дети называли, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Задача была ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы остальные дети по описанию узнали и правильно назвали его. Мешочек открывался лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись. Эта игра проводилась не один раз, усложнением служило увеличение количества отобранных предметов, а так же их не ярко выраженное качество.
Ещё одним примером дидактической игры может стать игра «Кто подойдет, пусть возьмет!» Перед этой игрой проводилась беседа, что людям в работе помогают разные предметы, машины, приспособления. Задача состояла в том, что бы ребенок выбрал один из предметов, которые находятся в комнате и описал его по свойствам, но называть предмет нельзя. Дети сами должны были догадаться. Кто первым угадывал предмет, тот находил этот предмет и приносил его на стол.
Комплекс занятий по развитию зрительного восприятия
у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного и зрительно-пространственного восприятия можно значительно уменьшить. Эта работа подчинена решению следующих задач: формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей ...
Понятие метода в психолого-педагогической
литературе
Метод (от греч. Methodos - путь к чему-либо) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под методом педагогического процесса (обучения, воспитания) понимают способ упорядоченной совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач о ...
Структура, направления, виды и формы социально-педагогической
деятельности
Структуру и содержание социально-педагогической деятельности рассматривают авторы многочисленных учебников и различных учебных пособий по социальной педагогике, однако каждый из авторов рассматривает ее с разных сторон, и единого понимания этого явления пока не достигнуто. Особые противоречия встре ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.