Теоретические основы формирования эстетических знаний и умений

Страница 2

Развитие и передача от поколения к поколению знаний различных форм культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, барельефов, росписи, художественного ремесла, рукоделия и т.д.) и других аспектов эстетической деятельности не могли остаться без внимания, философского анализа и осмысления. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах красоты и эстетики в жизни и деятельности человека. Видеть в труде созидательное начало красоты – значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.

Первые попытки философского анализа эстетической деятельности находят свое отражение в древнегреческих толкованиях Гомера (VIII век до н.э.), Героклита (530 – 470 гг. до н.э.), Демокрита (460 – 370 гг. до н.э.), Сократа (469 – 399 гг. до н.э.), Платона (427 – 347 гг. до н.э.), которые раскрыли утилитарную сущность эстетической деятельности. Но только в дошедших до нас дней трудах Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) философия воззрения античности о роли искусства, эстетической теории и практики в совершенствовании общества достигли своего рассвета и сыграли большую историческую роль в теории гармонического развития личности. Пытаясь дать теоретическое обоснование уже сложившейся эстетической практике, Аристотель подчеркивает связь художественно-творческого процесса с познавательной и трудовой деятельностью человека, обращая внимание на средства и способы достижения красоты. Множественность, целенаправленность и целостность указанной идеи образуют систему, в которой гармоническое развитие личности неотъемлемо от окружающего предметного мира. Такое развитие имеет социально-преобразующую направленность, сочетающую в себе нравственно-мировоззренческое, экономически и эстетически гармонизирующее взаимодействие человека и природы в процессе производительного труда.

К раскрытию взаимосвязи «человек и мир человека» обращались в различные эпохи теоретики и творцы бессмертных шедевров архитектуры и искусства – Ветрувий, Леонардо да Винчи, Леон-Батиста Альберти, Палладио и другие. Эта взаимосвязь проявлялась не только в законах построения гармоничных природных форм, в том числе и человеческого тела, но и в реализации принципов – «полезность, надежность, красота», положенных в основу гармонии всех создаваемых человеком материальных функционирующих форм. По мнению гуманистов эпохи Возрождения, красота, гармония, пропорциональность, изящество заложены в самой природе вещей, являются объективными законами природы, на познании и применении которых основывает свою эстетическую деятельность человек.

Теория и практика эстетики классицизма XVII века ориентировала художников, архитекторов, мастеров гончарного, ткацкого, деревообрабатывающего и других видов ремесла на соблюдение правил и канонов при создании различных произведений искусства с четко выраженной логичностью, гармонией идеальных изделий.

В эстетических теориях Д. Дефо, Локка, Дидро, Ж.-Ж. Руссо, И.И. Виккельмаха, Гольбаха и других авторов эпохи Просвещения XVII – XVIII веков были раскрыты аксиологические, гносеологические, психологические, социологические аспекты взаимодействия человека с природой в процессе ее освоения по законам красоты. Общечеловеческие проблемы художественно-практического освоения мира, его преобразования более глубоко раскрывались в методологии эстетической культуры, разработанной классиками немецкой философии – Гетте, Кантом, Гегелем, Шиллером. В начале XVIII века немецкий философ и теоретик Баумгартен вел в философию впервые новый термин «эстетика». Им он обозначил особую отрасль философского знания, систематическим изучением и изложением которой занимался. В само понятие заложен смысл греческого слова «эстезис». Первый том книги Баумгартена «эстетика» вышел в 1750 году, и с тех пор под этим термином стали обозначать определенную отрасль научных знаний, специфический ее предмет .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Особенности социально–педагогической деятельности по формированию привычек здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением
В настоящее время в стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков и молодежи. В связи с этим возни ...

Основные приемы при работе с развивающими играми
Чтобы вовлечь детей в игры я использовала различные игровые приемы: 1. К детям приходят их знакомые герои сказок: Колобок, Зайка, Мишка, Кукла, Петрушка, Обезьянка и т.д. Они просят показать им любимые игры детей, научить в них играть, помочь выбраться из какой-то ситуации. 2. Нравятся детям и путе ...

Проблемы обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
На занятиях по пересказу литературных произведений, где решаются все речевые задачи, и параллельно дети выполняют фонетические, лексические и грамматические упражнения. Дети подводятся к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого ра ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru