В настоящее время можно считать доказанным, что при правильно организованном учебно-воспитательном процессе можно добиться успеваемости каждого ребенка, обучающегося в школе. Неуспеваемость ученика всегда (говорим о здоровых детях) является результатом ошибок в воспитании и обучении в школе, а иногда еще до школы. Однако хорошей успеваемости от всех школьников можно добиться в том случае, если правильные учебно-воспитательные условия будут обеспечены для каждого школьника. Хорошо известны факты, когда у одного и того же учителя, в одних и тех же условиях одни дети учатся хорошо, другие хуже, третьи плохо.
Повышение эффективности учебной работы и поведения школьника обусловливается тремя основными факторами:
Проникновение педагогического анализа за пределы поверхностного объяснения поступков школьника, выявление их подлинных причин, дифференцированный подход к их устранению.
Использование не отдельной изолированной методики, а изменение всей организации жизни школьника.
Профилактическая работа, предполагающая как можно более раннее выявление и коррекцию негативных явлений в поведении и интеллектуальной деятельности школьника.
Педагогическое воздействие после нахождения причины, вызвавшей данное явление или поступок, должно направляться, во-первых, на изменение отношения школьника к своей деятельности; во-вторых, на реализацию способов и приемов достижения принятой школьником цели, в-третьих, оно должно сопровождаться помощью и контролем воспитателя.
В предыдущей главе были рассмотрены различные группы причин, вызывающие отставание и неуспеваемость учеников. Пути преодоления отставания и неуспеваемости школьников различны, и зависят от причин их вызывающих. Поэтому дальнейшее рассмотрение методов работы с неуспевающими детьми рассмотрим в соответствии с разделением рассмотренным выше.
1. Группа школьников, неуспеваемость которых вызвана неправильным отношением к учению в результате сниженной мотивации.
Формирование общественных мотивов учения у школьников происходит только в результате правильной организации всей воспитательной работы школы. Самым важным для формирования этих мотивов является наличие активного коллектива школьников, организованного на основе учебной деятельности. необходимо изменить положение данного ученика в классе, включить его в детский коллектив, создать у него интересы, связанные с жизнью класса и школы. Методические приемы будут зависеть от возраста ученика, его индивидуальных особенностей, обстоятельств его жизни и отношений, сложившихся в классе.
2. Группа учеников, неуспеваемость которых, является результатом недостаточно активного участия интеллектуальной деятельности в их учебной работе.
При обычных методах обучения повысить успеваемость этих школьников не удается. Для преодоления интеллектуальной пассивности необходимо новое условие – воспитание у этих детей интеллектуальных умений и обучение их тем знаниям, которыми они не овладели до школы и отсутствие которых является причиной их неуспеваемости.
Преодолеть интеллектуальную пассивность ребенка можно, если снять предварительно отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности, затем создать недостающую ему практику интеллектуального поведения при решении собственно теоретических задач, воспитать и приучить его пользоваться интеллектуальными приемами при их решении.
Обучение должно проходить индивидуально, так как учитель получает возможность следить, хорошо ли понимает ребенок материал при обычных методах объяснения. Если ребенок усваивает материал, пользуется правильными приемами, то в течении нескольких занятий, пробел в знаниях удается ликвидировать. Для таких детей самое важное – своевременно заметить возникшее затруднение, сразу же ликвидировать пробел.
Для тех детей, которым обычное объяснение недостаточно, нужно организовать занятия по специальным методикам. Л.С. Славина выделяет следующие общие этапы в обучении интеллектуально-пассивных детей умственным действиям:
обучение ребенка внешнему действию с предметами, построенному аналогично тому интеллектуальному действию, которому его должны были обучить;
совершение ребенком этого действия вслух, в воображаемом плане, при оперировании не реальными предметами, а их образами;
совершение этого интеллектуального действия в уме.
Данный метод был найден эмпирически при обучению детей арифметическим умственным действиям, затем опробован при обучении школьников чтению. Корни неуспеваемости учеников старших классов данной группы, как правило, тянутся с 1 класса.
Необходимо учитывать следующие обстоятельства: специфический характер каждой отрасли знания, на каком этапе обучения находиться ребенок, каковы были конкретные условия обучения школьника, как формировалась его личность. Поэтому пути преодоления интеллектуальной пассивности в старших классах более сложны и многообразны, и начинать всегда необходимо с обучения их элементарным знаниям и умениям в этой области.
Этапы развития речи ребенка
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, ...
Другие формы организации обучения в школе
В современной школе настолько сильна традиция классно-урочной организации обучения, что многим другим, причем самым разнообразным, формам учебной работы стремятся придать урочную форму. Так появляются урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-диспут и т. п. И все же многие виды полезной дея ...
Средства культурно-досуговой деятельности и их роль в развитии
коммуникативных навыков детей
Одной из важнейших задач современного общества является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности ребенка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.