Проблема формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Педагогика » Использование элементов моделирования в формировании системных знаний у детей о труде взрослых » Проблема формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Страница 1

Трудовое воспитание - одно из важнейших средств всестороннего развития личности ребенка - дает возможность решать широкий круг воспитательных задач. Правильно организованный труд уже в младшем дошкольном возрасте влияет на развитие самостоятельной деятельности детей, укрепляет физические силы и здоровье.

Велико влияние труда на умственное развитие ребенка. В труде необходимо участие восприятия, внимания, памяти, а главным образом мышления, которое проявляется в простейших аналитико-синтетических процессах при отборе ребенком материала и обдумывании им результата труда, в элементарном планировании.

В труде формируются воля, настойчивость, умение преодолевать препятствия, достигать результата, помогать товарищу, складываются взаимоотношения детей. Это важнейшие условия развития личности ребенка.

Первоначальные мысли о трудовом воспитании зародились в эпоху возрождения (14-16 века). В этот период в педагогической мысли в противовес феодальной педагогике произошли большие изменения, ведущими стали идеи гуманизма. Были заложены основы педагогики двух зарождающихся классов - буржуазии и пролетариата. К представителям пролетариата можно отнести ранних социалистов-утопистов - Т. Мора и Т. Кампанеллу.

Мысли по этому вопросу изложены в книге Т. Мора "Утопия", где в противовес строю, основанному на социальной несправедливости, рисуется утопическая картина идеального коммунистического общественного строя трудящихся, не знающего нищеты. В "Утопии" все живут своим трудом, нет тунеядцев, образование доступно всем - мужчинам и женщинам.

Ценна мысль социалистов-утопистов - связь труда с умственным и нравственным развитием, обращено внимание к дошкольному возрасту. Но их идеи остались утопиями, в практике они нашли ограниченное применение, так как гуманистическая педагогика была мало связана с борьбой за интересы широких масс.

Прогрессивны до настоящего времени идеи о труде, высказанные великим русским педагогом К.Д. Ушинским. Он был сторонником воспитательного значения труда в обучении и воспитании. Труд велик, по его мнению, не только созданием материальных ценностей, но велик силой своего влияния на моральный облик человека, на его психическую жизнь, физическое состояние. Труд нужен человеку для поддержания в нем человеческого достоинства. Отказ от труда приводит к физической и умственной деградации людей; человек не работающий теряет свои лучшие человеческие качества. Семьи, оберегающие детей от физического труда, развращают их, делают несчастными.

Е.Н. Водовозова определила виды труда, доступные детям дошкольного возраста: выращивание и уход за растениями и животными, хозяйственный труд; раскрыла их содержание, сезонный характер труда. В этих идеях ею был разработан ряд наблюдений и опытов (с растениями и неживой природой), которые должны будить детскую мысль, стремление экспериментировать в труде. Очень важным Е.Н. Водовозова считала ознакомление детей с трудом людей в городских и сельских условиях. Указанные мысли оказали несомненное влияние на развитие дошкольной педагогики в дальнейшем.

Дети любят участвовать в труде взрослых, слушать рассказы о разных производствах, разговаривать с трудовыми людьми. Таким путем завязывается здоровое полезное общение, ребенок выносит конкретные представления о труде, у него появляется симпатия к людям труда.

Огромное влияние на преодоление ошибок в трудовом воспитании дошкольников оказали статьи и выступления Н.К. Крупской. Ею был поставлен вопрос о необходимости ознакомления детей с трудом взрослых как основополагающим явлением общественной жизни.

Н.К. Крупская выдвинула основной принцип для составления программ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых, требуя "на простых примерах, понятных детям, показать им настоящую сущность явлений".

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Роль игры, учебной деятельности в развитии мышления
В течение ранних периодов развития, включая период дошколь­ного возраста, основным содержанием интеллектуальной деятельно­сти ребенка является игровая деятельность. В дошкольный период этот вид деятельности достигает своего наиболее полного, разверну­того и совершенного развития. В связи с этим важ ...

Краеведческая работа как форма патриотического воспитания
Еще совсем недавно можно было сказать только «военно-пат­риотическое воспитание», так как патриотизм ассоциировался только рядом с образом врага. Демилитаризация школы, кото­рая идет несколько успешнее демократизации, убрала из учеб­ных планов курс начальной военной подготовки, обязательные «Зарниц ...

Педагогические идеи Дени Дидро
Дени Дидро (1713-1784)-один из виднейших французских материалистов XVIII в. Как и все представители этого направления, Дидро был материалистом снизу (в объяснении природы) и идеалистом сверху (в трактовке общественных явлений). Он признавал материальность мира, считал движение неотделимым от матери ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru