Во всех случаях растворы уксусной кислоты приобретают красное окрашивание, что указывает на кислую реакцию среды:
2. Взаимодействие карбоновых кислот с металлами. Опыты проводят с раствором уксусной кислоты. Для этого в три пробирки наливают по 2-3 мл раствора уксусной кислоты, в одну из них бросают кусочек цинка, в другую – кусочек алюминиевой проволоки (проволоку желательно предварительно почистить наждачной бумагой), а в третью – кусочек медной проволоки. В первых двух пробирках наблюдают выделение газа, в третьей – нет никаких изменений.
Учащиеся делают вывод о сходстве карбоновых кислот с неорганическими кислотами, сравнивают скорость реакций (по интенсивности выделения водорода) цинка и алюминия с раствором уксусной кислоты, связывая это с активностью металлов.
3. Взаимодействие карбоновых кислот с оксидами металлов. Демонстрируют реакцию раствора уксусной кислоты с оксидом меди (II), который можно приготовить прокаливанием медной проволоки в пламени газовой горелки или обычной спиртовки.
Черный оксид меди (II) реагирует с уксусной кислотой при нагревании с образованием раствора ацетата меди голубого цвета:
4. Взаимодействие карбоновых кислот с основаниями. В раствор уксусной кислоты добавляют немного ржавчины (ее заранее можно приготовить, поместив небольшой железный гвоздь во влажное полотно или в обычный химический стакан с водой). Ржавчина, как известно, – это слой частично гидратированных оксидов железа, в ее состав входит и гидроксид железа (III). При умеренном нагревании он реагирует с уксусной кислотой с образованием раствора ацетата железа красно-оранжевого цвета, который затем при кипячении в течение 3-5 минут вследствие гидролиза превращается в основный ацетат железа, выпадающий в осадок в виде красно-бурых хлопьев:
5. Взаимодействие карбоновых кислот с солями. Можно использовать золу растений (в ней содержится кроме прочего карбонат калия), пищевую соду (гидрокарбонат натрия), школьный мел или кусочки известняка или мрамора (карбонат кальция). Во всех случаях уксусная кислота вытеснит угольную кислоту из ее солей. Выделяющийся газ можно идентифицировать как углекислый газ, например:
6. Непредельный характер некоторых кислот. Непредельные кислоты можно приготовить из обычного растительного масла. Для этого его надо прокипятить 2-3 мин. с водным раствором соды (карбоната натрия) или поташа (карбоната калия, из золы растений). Если раствор получится окрашенным, его можно обесцветить активированным углем (уголь можно также заранее приготовить с ребятами или использовать аптечный препарат), а затем отфильтровать. В две пробирки помещают приготовленный раствор непредельной (олеиновой) кислоты, в одну добавляют несколько капель йода (аптечный спиртовой раствор), а в другую – разбавленный раствор перманганата калия (аптечной марганцовки). В обоих случаях произойдет обесцвечивание растворов реагентов. Кроме того, во второй пробирке появится бурый осадок диоксида марганца:
Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития у старших дошкольников
представлений о форме предметов
Знакомство с формой начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать форму предметов, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребен ...
Изучение химии на профильном уровне
На профильном уровне химия изучается 3 часа в неделю в соответствии со стандартом и примерной программой. Примерная программа по органической химии на профильном уровне. Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение сист ...
Возникновение и развитие мнемоники
Большая часть истории человечества протекала до появления письменности. В первобытных сообществах память о жизни отдельных людей, истории семей и племен передавалась в устной форме. То, что не удерживалось в индивидуальной памяти или не передавалось в процессе устного общения, навсегда забывалось. ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.