7. Особые свойства муравьиной кислоты. Используется водный раствор муравьиной кислоты и водный экстракт выделений муравьев. Оба раствора делят пополам. К одной части этих растворов добавляют аммиачный раствор оксида серебра, нагревают и наблюдают появление черного осадка металлического серебра (может образоваться серебряное зеркало). К другой части этих растворов добавляют слабо розовый перманганат калия: наблюдается обесцвечивание и образование бурого осадка диоксида марганца:
8. Обнаружение органических кислот в природных объектах. Как известно, органические кислоты широко распространены в природе, особенно в составе живых организмов, где они выполняют ряд важных биологических функций. В основном природные кислоты являются продуктами углеводного обмена. Это, прежде всего гидроксикислоты, оксокислоты. Многие кислоты – продукты жизнедеятельности микроорганизмов. Поэтому для учащихся будет и интересно, и познавательно с помощью простых аналитических приемов обнаружить кислоты в природных объектах. Для этого достаточно иметь индикаторы (они указаны в первом опыте), которые в кислой среде изменяют окраску. В качестве природных объектов можно рекомендовать лимоны, яблоки, капусту, другие овощи и фрукты; различные молочные продукты (молоко, кефир, ряженка, йогурты и др.). Причем по интенсивности окраски индикаторов можно сравнивать количества кислот в свежих и консервированных продуктах, например, в свежей и квашеной капусте, в свежих и печеных яблоках и так далее.
Умело организованная работа в этом направлении позволит также выполнить хорошую научную работу учащихся в рамках НОУ.
Конечно, здесь описаны далеко не все возможности экспериментальной работы по этой теме. Важно, что предложенный эксперимент лишний раз убедит учащихся в необходимости изучать конкретные вещества, существующие вокруг нас. Такой эксперимент поможет учителю связать процесс обучения с познанием окружающей нас природы, показать практическую значимость химии как науки в жизни человека. Кроме того, это позволит учащимся соприкоснуться с химическими веществами, с их конкретными свойствами и понять, что химия – это далеко не знание формул веществ и умение составлять уравнения тех или иных реакций, а, прежде всего знание свойств веществ и умение использовать их для практических нужд человека.
Химический эксперимент по теме «Сложные эфиры и жиры» в профильных классах.
Экстрагирование жиров и масел.
Берут 2-3 грамма тонко измельченных в ступке семян подсолнечника, льна, тыквы помечают в колбу, приливают 25-30 мл диэтилового эфира и закрывают колбу корковой пробкой. Встряхивают колбу время от времени в течение часа. Полученный раствор масла в эфире фильтруют. Остаток семян к колбе промывают дважды небольшими порциями эфира, который затем также фильтруют и присоединяют к основному раствору. Эфир отгоняют из раствора на водяной бане и наблюдают небольшое количество масла в каждой из пробирки.
На основе этого опыта можно организовать научно-исследовательскую работу, например, «Сравнительный анализ содержания масла в различных масличных культур».
Из сказанного выше следует, что проведение химического эксперимента по органической химии в школе имеет огромное значение для формирования у учащихся прочных знаний о веществах и их свойствах. Эксперимент также позволяет ознакомить учащихся с простейшей посудой и приборами, правилами работы в химическом кабинете, выработать у них практические умения и навыки выполнения несложных опытов по химии.
Анализ каллиграфических ошибок в почерке школьников
К каллиграфическим ошибкам относятся следующие: 1) дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке; 2) пишут буквы слишком размашисто или слишком узко; 3) наблюдается разноправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево; 4) не соблю ...
Типы курсов профильного обучения
В соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение ...
Структура деятельности преподавателя в высшем учебном заведении
Вопрос структуры и содержания деятельности преподавателя неоднократно обсуждался в педагогической литературе (О.А.Абдуллина, Ю.П.Азаров, С.И.Архангельский, В.И.Гинецинский, Ф.Н.Гоноболин, З.Ф.Есарева, Н.В.Кузьмина, А.И.Пискунов, К.К.Платонов, В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин, Н.Д.Хмель, А.И.Щербаков и др. ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.