7. Особые свойства муравьиной кислоты. Используется водный раствор муравьиной кислоты и водный экстракт выделений муравьев. Оба раствора делят пополам. К одной части этих растворов добавляют аммиачный раствор оксида серебра, нагревают и наблюдают появление черного осадка металлического серебра (может образоваться серебряное зеркало). К другой части этих растворов добавляют слабо розовый перманганат калия: наблюдается обесцвечивание и образование бурого осадка диоксида марганца:
8. Обнаружение органических кислот в природных объектах. Как известно, органические кислоты широко распространены в природе, особенно в составе живых организмов, где они выполняют ряд важных биологических функций. В основном природные кислоты являются продуктами углеводного обмена. Это, прежде всего гидроксикислоты, оксокислоты. Многие кислоты – продукты жизнедеятельности микроорганизмов. Поэтому для учащихся будет и интересно, и познавательно с помощью простых аналитических приемов обнаружить кислоты в природных объектах. Для этого достаточно иметь индикаторы (они указаны в первом опыте), которые в кислой среде изменяют окраску. В качестве природных объектов можно рекомендовать лимоны, яблоки, капусту, другие овощи и фрукты; различные молочные продукты (молоко, кефир, ряженка, йогурты и др.). Причем по интенсивности окраски индикаторов можно сравнивать количества кислот в свежих и консервированных продуктах, например, в свежей и квашеной капусте, в свежих и печеных яблоках и так далее.
Умело организованная работа в этом направлении позволит также выполнить хорошую научную работу учащихся в рамках НОУ.
Конечно, здесь описаны далеко не все возможности экспериментальной работы по этой теме. Важно, что предложенный эксперимент лишний раз убедит учащихся в необходимости изучать конкретные вещества, существующие вокруг нас. Такой эксперимент поможет учителю связать процесс обучения с познанием окружающей нас природы, показать практическую значимость химии как науки в жизни человека. Кроме того, это позволит учащимся соприкоснуться с химическими веществами, с их конкретными свойствами и понять, что химия – это далеко не знание формул веществ и умение составлять уравнения тех или иных реакций, а, прежде всего знание свойств веществ и умение использовать их для практических нужд человека.
Химический эксперимент по теме «Сложные эфиры и жиры» в профильных классах.
Экстрагирование жиров и масел.
Берут 2-3 грамма тонко измельченных в ступке семян подсолнечника, льна, тыквы помечают в колбу, приливают 25-30 мл диэтилового эфира и закрывают колбу корковой пробкой. Встряхивают колбу время от времени в течение часа. Полученный раствор масла в эфире фильтруют. Остаток семян к колбе промывают дважды небольшими порциями эфира, который затем также фильтруют и присоединяют к основному раствору. Эфир отгоняют из раствора на водяной бане и наблюдают небольшое количество масла в каждой из пробирки.
На основе этого опыта можно организовать научно-исследовательскую работу, например, «Сравнительный анализ содержания масла в различных масличных культур».
Из сказанного выше следует, что проведение химического эксперимента по органической химии в школе имеет огромное значение для формирования у учащихся прочных знаний о веществах и их свойствах. Эксперимент также позволяет ознакомить учащихся с простейшей посудой и приборами, правилами работы в химическом кабинете, выработать у них практические умения и навыки выполнения несложных опытов по химии.
Анализ и обобщение работы учителя начальной школы по формированию речевых
умений в традиционной и деятельностной системах обучения
Для реализации опытно-экспериментальной части нашего исследования мы определили базой общеобразовательную школу №1748 Восточного округа города Москвы в 3 «Б» и 3 «А» классах. Уроки проводились в традиционной и деятельностной технологиях. На данном этапе нашего исследования мы поставили перед собой ...
Психофизиологическая основа воспитания ребенка с дефектом
«По существу между нормальными и ненормальными детьми нет разницы, — говорит П. Я. Трошин. — Те и другие — люди, те и другие — дети, у тех и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способе развития». Всякое воспитание в конечном счете сводится к установлению некоторых но ...
Исследование влияния социально–педагогической
деятельности на формирование привычек здорового образа жизни у младших
подростков с девиантным поведением
Для подтверждения сформулированных нами теоретических положений было проведено экспериментальное исследование в Бюджетном учреждении здравоохранения Омской области "Клинический противотуберкулезный диспансер" в течение 7 месяцев. Выборка исследования составила 60 человек. Для выявления мл ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.