Итак, контрольно-диагностическая функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. Руководство методической работой в детском саду осуществляет заместитель заведующей по воспитательно-образовательной работе (старший воспитатель или методист), т.е. его профессиональная деятельность также имеет управленческий характер со всеми признаками и особенностями, указанными выше. Вот только должность заместителя (методиста) не предусмотрена в малокомплектных детских садах, поэтому заведующий ДОУ все функции управленческой деятельности, в том числе и контрольную, реализует сам. Даже делегируя некоторые свои полномочия заместителю, медику и другим специалистам (согласно их должностных обязанностей), руководитель со всей ответственностью должен отнестись к контролю, помнить, что реализация этой функции его управленческой деятельности предусматривает наличие широкого круга теоретических знаний (о процедуре контроля), о правилах и принципах его проведения, как сделать контроль эффективным, как правильно оценить его результаты.
Реализация контрольно-диагностической функции управленческой деятельности руководителя включает в себя:
Контроль содержания различных аспектов деятельности дошкольного образовательного учреждения – организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и других видов деятельности.
Контроль воспитательно-образовательного процесса.
Цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы – совершенствование педагогического процесса во всех возрастных группах и оказание каждому педагогу конкретной помощи.
К осуществлению контроля в дошкольном учреждении, по мнению М.В. Корепановой и И.А. Липчанской, предъявляется ряд требований:
руководителю важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех воспитательно-образовательной работы в ДОУ;
контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая работу по воспитанию и образованию детей целостно;
в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению;
контроль должен быть своевременным;
необходимо вскрыть и проанализировать все обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, оценить всю педагогическую деятельность коллектива, а не ограничиваться отдельными негативными фактами;
после контроля должно происходить гласное подведение итогов;
контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда воспитателей, работы коллектива.
«Само слово «контроль» часто вызывает у педагогов негативные эмоции, а проверяющие воспринимаются как лица, которые не столько помогают, сколько мешают работать», - отмечает К.Ю.Белая. А как показывает практика, негативное отношение педагогов к контролю очень затрудняет руководителю ДОУ осуществление контрольно-диагностической функции его управленческой деятельности. Следовательно, руководитель должен создать условия, обеспечивающие максимальную эффективность контроля, кроме этого, заинтересовать сотрудников в его объективности. Вот несколько условий осуществления эффективного контроля, которые, по мнению М.В. Корепановой и И.А. Липчанской, должен помнить руководитель:
Понятие преемственности
Понятию преемственность дается множество определений, приведем несколько из них: Преемственность предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный ...
Введение дробных чисел
Первое расширение понятия числа – введение дробных чисел. Пропедевтика обыкновенных дробей сводится к ознакомлению учащихся с такими вопросами, как доля единицы, изображение дробей на координатном луче, правильные и неправильные дроби, основное свойство дробей, представление натурального числа в ви ...
Опытно-экспериментальная работа по стимулированию процесса самовоспитания у
подростков
Экспериментальное исследование проводилась на выборке состоящей из 14 человек (7 мальчиков, 7 девочек) 14-15 лет, учеников 8 в класса МОУ СОШ №4, г. Ишима, Тюменской области. На основе элективного курса «Профессиональное самоопределение» нами было проведено 2 занятия. Исследование проходило в 3 эта ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.