Исследования танца как вида творческой деятельности человека проведены нами с помощью метода системной классификации категорий и понятий, разработанного Е.Д. Гражданниковым. Этот метод позволил научно обосновать теоретическую модель танца с определением структуры танца и выделением следующих понятийных семантем танца.
Структура танца точно отражает его пространственно-временную и социальную организацию. Структуру танца определяют поза, ритм, па, жест и его имитация. Это позволяет преподавателю физической культуры или тренеру работать с точными структурными компонентами, которые до этого никогда и ни кем не были выделены в физической культуре и спорте. Преимущество точных знаний, по сравнению с приблизительными знаниями, очевидно.
В широком понимании танец — это вид творческой деятельности человека, предназначенный для игрового воздействия на самого исполнителя или для зрелищного эффекта, достигаемого путем имитации жестов, ритмической смены поз и па, служащих образным языком, способным выражать эмоциональное состояние человека. Танец, по существу, охватывает эволюцию всей культуры человеческого общества, все исторические типы танца. Его условно назовем «культурологический танец», и он успешно может быть привлечен в систему массового физического воспитания. Игровые танцы, т.е. проводимые непосредственно в интересах участников, относятся к первому (широкому) типу танца.
В узком понимании танец — это вид творческой человеческой деятельности, в которой обязательно используются особые па, т.е. такие ритмические сочетания поз, которые обладают функциональным и эстетическим единством. Танец условно назовем «танец художественного па», зрелищный или эстетический танец. Зрелищные танцы, т.е. предназначенные для публики, принадлежат соответственно ко второму (узкому) типу танца. Привлечение этого типа танца в массовую физическую культуру может быть, но в весьма ограниченных и неразвернутых формах. Подобное типологическое классификационное разделение танца на «игровой», т.е. проводимый непосредственно в интересах самих участников, и «зрелищный» (хореографический), исполняемый для зрителей, точно отражает и качество исполнения, которое определяется нами как примитивное или как совершенное, независимо от профессионального статуса исполнителя.
Оба типа танца социально значимы, но имеют существенные различия: первый — преимущественно функциональный, второй — эстетический. В области общеразвивающих упражнений игровой танец практически доступен каждому, и потому он должен стать важным компонентом массовой физической культуры, отвечающим, согласно природе танца, за психофизическое и социальное становление личности воспитанника. К исполнителям же эстетического танца предъявляются особые требования, в том числе и в области специальных упражнений. Специфика этих требований в хореографическом искусстве разработана основательно. Здесь уместно провести аналогии между физической культурой и спортом, между танцем игровым и хореографическим. Физическая культура и игровой танец, как широкие понятия, в целом направлены на физическое развитие, коррекцию и совершенствование природы человека, а спорт и хореография — это их узкие области, предназначенные для достижения особой результативности. Поэтому с позиций физической культуры игровые танцы должны рассматриваться функциональными инновационными методами с широким технологическим спектром воздействия.
Онтогенез, природа танца заключена в специфических отношениях тела и души (духа), т.е. в особой организации физической и психической сущности человека. Душа как уровень развития и состояния внутреннего, психического мира человека, его сознания и подсознания обретает в танце телесное воплощение. Обладая собственной природой и выразительными средствами, танец близок по своей двигательной природе отдельным видам физического воспитания, а по эстетическим параметрам — музыкальному воспитанию.
Обучение каллиграфии с применением методики В.А.Илюхиной
Проблема нравственности остается актуальной в наших школах. Может быть она более актуальна сегодня, когда в силу многих причин воспитать высоконравственную личность особенно непросто. Много было и есть споров о почерке. Одни считают, что это немаловажная деталь, другие отрицают его значимость, а не ...
Проблемные ситуации: понятие и типы, способы и правила создания
Организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих методов учения. Однако возникновение проблемных ситуаций и поисковой деятел ...
Образовательные программы
1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные). 2. Общео ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.