Сущность танцевальной деятельности в педагогическом аспекте

Страница 4

Обладая собственной оригинальной природой, танец как вид творческой деятельности близок различным видам физической культуры, а по эстетическим параметрам — духовной культуре. Поэтому танец в системе общего образования может быть представлен:

1. самостоятельным разделом физической культуры и спортивных тренировок, поскольку формирует культуру личности на основе развития и имитации произвольных движений и т.д.;

2. танцминутками, включенными в уроки, основная деятельность детей на которых — физическая, двигательная (уроки труда, физкультуры);

3. танцминутками, включенными в уроки художественного цикла (изобразительная деятельность, музыка);

4. как компонент других аудиовизуальных уроков, таких как литература, математика, русский язык, природоведение и др.

Целесообразно использовать игровые танцминутки на уроках вербального типа. Их включение направлено на раскрепощение личности ребенка, на снятие физического перенапряжения, на предупреждение утомления. Аудиовизуальное обучение, при существующем «сидячем» режиме детей, приводит организм ребенка к физиологическому утомлению, а организация напряженных визуальных занятий в школе и дома — к зрительному переутомлению. Даже тогда, когда ребенок, сидя за партой, поглощен очень интересным занятием длительное время, в его организме происходит рассогласование таких важных систем жизнеобеспечения, как дыхание и кровообращение. В сидячей позе ребенок, наклоняясь над партой, сжимается, что приводит к задержке и изменению частоты дыхания, учащению пульса. Подобное напряжение организма проявляется во всем, даже пальцы ног ребенка сжимаются. Игровые же танцминутки способны восстанавливать его оптимальную мышечную деятельность.

Танцевальная деятельность детей способствует развитию воображения и формированию особенностей процессов восприятия, включению в работу обоих полушарий мозга. Исходя из психических закономерностей процессов возбуждения и торможения, психологи и педагоги отмечают, что механизмы внимания ученика начальных классов еще не сформированы и ему трудно быть сосредоточенным длительное время. Танцминутки выступают здесь «разгрузочным», переключающим внимание ребенка, фактором. На наш взгляд, с целью решения психофизических и социальных проблем воспитанников, этот важный физический компонент жизнедеятельности детей следует разрабатывать на научной основе, исходя из сензитивных периодов их развития.

В качестве итоговых выводов утверждаем следующее:

1. В системе детского воспитания и обучения используются разные знаковые системы: аудиальные (музыка), зрительные (изобразительное искусство), речевые (литература и др.). В программы желательно включение танца, как обладающего собственной природой феномена, специфической по своему строению кинезической знаковой системы.

2. Танец рассматривается как вид творческой деятельности человека, что в широком понимании выходит за рамки традиционного представления танца как вида, ограниченного эстетическими параметрами.

3. Четкое определение структуры танца делает возможным его целенаправленное моделирование в системе воспитания и образования с решением значительного спектра личностных и социальных проблем воспитанников.

4. Социально-культурные ориентации в сочинении и исполнении танца (телесно-культурная и духовно-культурная) направлены на коррекцию и формирование физически здоровой и духовно развитой личности.

5. Классификационное разделение таких основных понятий, как «танец», «пляска», «хоровод», «ритмика», «хореография» и других, способствует оптимальному применению каждого типа танцевальной деятельности в системе воспитания и образования, устраняет терминологическую и понятийную путаницу, в том числе и в системе физического воспитания и спорта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

О сущности социально-педагогического компонента в социоклубной деятельности
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное сущ ...

Исследование социальной адаптации первоклассников к школьной жизни
Исследование выполнено на базе государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 152 Красногвардейского района. Характеристика базы исследования. Общеобразовательная средняя школа № 152 Красногвардейского района имеет три ступени: начальная школа (1-4 классы), основна ...

Нормативно-правовые основы выбора методов обучения
Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образо ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru