Обладая собственной оригинальной природой, танец как вид творческой деятельности близок различным видам физической культуры, а по эстетическим параметрам — духовной культуре. Поэтому танец в системе общего образования может быть представлен:
1. самостоятельным разделом физической культуры и спортивных тренировок, поскольку формирует культуру личности на основе развития и имитации произвольных движений и т.д.;
2. танцминутками, включенными в уроки, основная деятельность детей на которых — физическая, двигательная (уроки труда, физкультуры);
3. танцминутками, включенными в уроки художественного цикла (изобразительная деятельность, музыка);
4. как компонент других аудиовизуальных уроков, таких как литература, математика, русский язык, природоведение и др.
Целесообразно использовать игровые танцминутки на уроках вербального типа. Их включение направлено на раскрепощение личности ребенка, на снятие физического перенапряжения, на предупреждение утомления. Аудиовизуальное обучение, при существующем «сидячем» режиме детей, приводит организм ребенка к физиологическому утомлению, а организация напряженных визуальных занятий в школе и дома — к зрительному переутомлению. Даже тогда, когда ребенок, сидя за партой, поглощен очень интересным занятием длительное время, в его организме происходит рассогласование таких важных систем жизнеобеспечения, как дыхание и кровообращение. В сидячей позе ребенок, наклоняясь над партой, сжимается, что приводит к задержке и изменению частоты дыхания, учащению пульса. Подобное напряжение организма проявляется во всем, даже пальцы ног ребенка сжимаются. Игровые же танцминутки способны восстанавливать его оптимальную мышечную деятельность.
Танцевальная деятельность детей способствует развитию воображения и формированию особенностей процессов восприятия, включению в работу обоих полушарий мозга. Исходя из психических закономерностей процессов возбуждения и торможения, психологи и педагоги отмечают, что механизмы внимания ученика начальных классов еще не сформированы и ему трудно быть сосредоточенным длительное время. Танцминутки выступают здесь «разгрузочным», переключающим внимание ребенка, фактором. На наш взгляд, с целью решения психофизических и социальных проблем воспитанников, этот важный физический компонент жизнедеятельности детей следует разрабатывать на научной основе, исходя из сензитивных периодов их развития.
В качестве итоговых выводов утверждаем следующее:
1. В системе детского воспитания и обучения используются разные знаковые системы: аудиальные (музыка), зрительные (изобразительное искусство), речевые (литература и др.). В программы желательно включение танца, как обладающего собственной природой феномена, специфической по своему строению кинезической знаковой системы.
2. Танец рассматривается как вид творческой деятельности человека, что в широком понимании выходит за рамки традиционного представления танца как вида, ограниченного эстетическими параметрами.
3. Четкое определение структуры танца делает возможным его целенаправленное моделирование в системе воспитания и образования с решением значительного спектра личностных и социальных проблем воспитанников.
4. Социально-культурные ориентации в сочинении и исполнении танца (телесно-культурная и духовно-культурная) направлены на коррекцию и формирование физически здоровой и духовно развитой личности.
5. Классификационное разделение таких основных понятий, как «танец», «пляска», «хоровод», «ритмика», «хореография» и других, способствует оптимальному применению каждого типа танцевальной деятельности в системе воспитания и образования, устраняет терминологическую и понятийную путаницу, в том числе и в системе физического воспитания и спорта.
Диагностика выявления уровней речевого развития детей младшего дошкольного
возраста
Эксперимент проводился на базе «Государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад №4» г. Рогачева. В эксперименте принимали участие 15 детей второй младшей группы:12 детей – 4 года, 3 ребенка – 3 года, в группе 9 мальчиков, 6 девочек. Цель исследовательской деятельности состояла в том, ч ...
Научно – методические идеи Ф.В. Филипповича
Обратимся к вопросам методики преподавания математики, изложенных в трудах Ф. Филипповича. Ф. Филиппович и В. Мрочек указывают на узость распространенного то время понимания смысла методики математики как «сборника готовых рецептов, опирающегося на личный опыт того или иного практика-учителя». Они ...
Описание экспериментального обучения
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в начальной школе № 618 в 3 "А" и 3 "В" классах. В эксперименте принимали участие 45 учеников. 1. Выявление уровня орфографической грамотности учащихся в словах с непроверяемыми написаниями (констатирующий эксперимент) В ходе наше ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.