«Количество информации можно рассматривать как меру уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений. Рассмотренный выше подход к информации как мере уменьшения неопределенности знания позволяет количественно измерять информацию. Существует формула, которая связывает между собой количество возможных информационных сообщений и количество информации , которое несет полученное сообщение: ». «За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержится в информационном сообщении, уменьшающем неопределенность знания в два раза. Такая единица называется битом».
Далее рассматриваются более крупные единицы измерения количества информации, и приводится таблица перевода одних единиц измерения в другие.
При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы. «Информационная емкость знака двоичной знаковой системы составляет 1 бит. Чем большее количество знаков содержит алфавит знаковой системы, тем большее количество информации несет один знак».
Поясняется, как определить количество информации в сообщении: «Сообщение состоит из последовательности знаков, каждый из которых несет определенное количество информации. Если знаки несут одинаковое количество информации, то количество информации в сообщении можно подсчитать, умножив количество информации , которое несет один знак, на длину кода (количество знаков в сообщении)
: »
3. Методика изучения темы
Различные подходы к измерению количества информации в сообщении определяются различием подходов к определению самого понятия «информация». Содержательный подход к измерению информативности сообщения основан на то, что информация – это снятая неопределенность. Неопределенность некоторого события связывают с количеством возможных исходов данного события. Алфавитный подход исходит из того, что любое сообщение можно закодировать конечной последовательностью символов некоторого алфавита. Я считаю, что в школьном курсе информатики, надо рассматривать и водить оба подхода.
Изучение содержательного подхода к измерению информативности сообщения в школьном курсе «Информатика и ИКТ» позволяет грамотно, и с методической точки зрения, верно, ввести единицу измерения информации – бит. Алфавитный подход дает возможность перейти к более крупным единицам измерения информации (байт, килобайт, мегабайт и т.д.), установить взаимосвязь между количеством информации в сообщении и количеством двоичных цифр, циркулирующих в компьютере. Отметим, что алфавитный подход следует изучать после содержательного подхода, показывая согласованность обоих подходов, их возможности и ограничения при нахождении количества информации в сообщении.
4. Конспект урока №1
Тема урока:
Количество информации
(содержательный подход)
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цели:
образовательные:
- познакомить учащихся с содержательным подходом к измерению информации;
развивающие:
- формирование представления о содержательном подходе к определению количества информации;
воспитательные:
- интерес к теме количество информации (содержательный подход)
Задачи:
Ученик:
- должен уметь приводить примеры информативных сообщений;
- должен уметь приводить примеры неинформативных сообщений.
Формы и методы: беседа, демонстрация, фронтальная.
Оборудование урока: демонстрационная презентация «Содержательный подход к определению информации»
(презентация находится в самом конспекте).
План урока:
1. Организационный момент (1 мин)
2. Актуализация знаний (4 мин)
4. Изучение нового материала (30 мин)
5. Закрепление (4 мин)
6. Подведение итогов урока, домашнее задание (6 мин)
Ход урока:
Учитель: Ученики: Учитель: Ученик: Учитель: Ученик: Учитель: Ученик: Учитель: Ученик: Учитель: Ученик: Учитель: Ученик: Учитель: Учитель: Ученик Учитель: Ученик: Учитель: Ученик: Учитель: Ученик: Учитель: Ученик: Учитель: Учитель: Учитель: Ученик: Учитель: Ученики: Учитель: Ученик: Учитель: Ученик: Учитель: Ученик: Учитель: Ученик: |
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто сегодня отсутствует? (отвечают и настраиваются на работу) Сегодня мы с вами продолжаем изученную тему об информации, а именно об измерении информации. Сначала повторим определение «информации» и её свойства. Итак, что такое информация? (отвечает) Информация – знания, умения, навыки, необходимые кому-либо. Верно. Назовите свойства информации? (отвечают) Свойства информации: 1. ясность 2. актуальность 3. полнота 4. достоверность 5. ценность 6. понятность Следующий вопрос: что такое сообщение? Приведите примеры сообщений. (отвечают) Сообщение − это информационный поток, который в процессе передачи информации поступает к принимающему его субъекту. Верно, приведите примеры. (приводят примеры) речь, которую мы слушаем (радиосообщение, объяснение учителя), воспринимаемые нами зрительные образы (фильм по телевизору, сигнал светофора), текст книги и т.д. Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите сегодняшнее число, и тему урока «Количество информации». Слайд 1
(записывают тему и число урока) Ребята, мы с вами повторили, что такое сообщение. Рассмотрим следующий пример: являются ли тексты краткого справочника и энциклопедии сообщениями? (отвечают) Да, тексты краткого справочника и энциклопедии являются сообщениями. Таким образом, ребята, мы пришли к следующему определению: Информативным называется сообщение, которое пополняет знания человека, то есть несет для него информацию. Слайд 2
Запишите определение в тетрадь. (записывают в тетради определение) Для разных людей одно и то же сообщение, с точки зрения его информативности, может быть разным. Если сведения «старые», то есть человек это уже знает, или содержание сообщения непонятно человеку, то для него это сообщение неинформативно. Ребята, как вы думаете, сколько информации в неинформативном для человека сообщении? (отвечают, говорят свое мнение) Если сообщение неинформативно для человека, то количество информации в нем с точки зрения этого человека, равно нулю. Правильно, в информативном же сообщении, количество информации будет больше нуля. Как по-вашему, какая фотография одного и того же объекта более информативна: чёрно-белая или цветная? (отвечают) Цветная фотография более информативна, так как в ней можно увидеть все детали объекта. Вернемся к примеру с монетой. После того, как вы бросили монету и посмотрели на нее, вы получили зрительное сообщение, что выпал, например, орел. Произошло одно из двух возможных событий. Неопределенность знаний уменьшилось в два раза: было два варианта, остался один. Значит, узнав результат бросания монеты, вы получили 1 бит информации. Запишите у себя в тетрадях: сообщение о том, что произошло одно событие из двух равновероятных, несет 1 бит информации. (записывают) Теперь измерим количество информации при различном количестве вариантов исхода и составим таблицу полученных значений. Таблицу с данными необходимо перерисовать в тетрадях. (Учащиеся совместно с учителем заполняют таблицу) Слайд 3
Посмотрите внимательно на таблицу, какую взаимосвязь между величинами i и N вы видите? (отвечают) Можно вывести следующую формулу, выражающую связь между количеством вариантов исхода и количеством информации, которое несет сообщение: Верно, молодцы! Эта формула, количественно оценивающая информацию, была предложена американским инженером Ральфом Хартли в 1928 году и, соответственно, так и называется – формула Хартли. Запишите эту формулу в тетрадях, и постарайтесь ее запомнить. - формула Хартли, где N-количество вариантов исхода, i – количество информации, которое несет сообщение.Слайд4
(записывают формулу в тетради) Количество информации в сообщении измеряется в битах. То есть 1 бит – это количество информации в сообщении, которое уменьшает неопределенность в два раза. Слайд 5
(записывают определение в тетради) Теперь решите следующую задачу: При приеме некоторого сообщения получили 5 бит информации. Сколько вариантов исхода было до получения сообщения? Слайд 6
(одного из учеников вызвать к доске, другие делают на местах)
Подведем итог урока: Какие цели в начале урока мы перед собой поставили? Что нового узнали? Чему научились? Можно ли измерять информацию? (отвечают) Информацию можно измерять. В чем состоит содержательный подход к определению информации? (отвечают) Измерить количество информации можно только в том сообщении, в котором известно количество возможных событий (вариантов) и не один из них не имеет преимущества перед другим. Чтобы выяснить количество возможных исходов, человеку необходимо понять содержание (смысл) сообщения, поэтому такой подход называется содержательным. В чём состоит неопределённость знания в опыте по бросанию монеты? (отвечают) При бросании монеты возможны два варианта исхода (орел или решка), заранее результат не известен, поэтому мы имеем неопределенность. Что принято за единицу измерения количества информации? (отвечают) За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержится в информационном сообщении, уменьшающем неопределенность знания в два раза. Такая единица называется битом. Домашнее задание: Угринович Н. Д.Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 8 класса; стр.27-28 (прочитать и ответить на контрольные вопросы из учебника на стр. 29). Просмотреть опорный конспект урока в тетради, знать основные определения; и решить одну задачу. Слайд 7
(записывают домашнее задание в тетради, и переписывают из слайда задачу) |
Организация питания в американских детских садах
В типичном саду Америки количество приемов пищи стандартно: завтрак, второй завтрак (снек), обед и полдник. Обычно родители к ужину забирают своих чад домой, поэтому практически все учреждения для дошколят ужин не предоставляют. Но существуют вариации – родители начинают работать не раньше десяти ч ...
Дидактические игры и упражнения, способствующие формированию
навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности
Большие возможности для освоения навыков осязательного восприятия заключается в игре "Чудесный мешочек". Мешочек комплектуется различными небольшими предметами: катушкой, молоточком, кольцом, кубиком, шариком яйцом, матрешкой, пирамидкой маленькой куклой и т.д. В зависимости от дидактичес ...
Анализ функции дискриминанты
В большинстве прогностических исследований конечный результат получается в виде числа. Но вариант получения результата в виде категориальной переменной тоже имеет место. Если это так, то прием мултипольного разложения неприменим и применяется анализ функции дискриминанта, который совпадает с мульти ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.