Поскольку и вузы, и старые НИИ и КБ в современных условиях продемонстрировали низкую конкурентоспособность на рынке технологий, постольку сохранение сложившейся ситуации означает, что Россия в долгосрочном периоде будет вынуждена выступать в роли импортера и реципиента технологических решений, что создает риск выпадения страны из следующей инновационной волны и консервации отставания в сфере разработки новых технологий и подготовки кадров с ключевыми современными компетенциями.
Большинство российских университетов не в состоянии выполнять роль центров подготовки глобальных лидеров, национальной и, все чаще, даже региональной элиты. Все более популярным становится получение зарубежного профессионального элитного образования. Думается, что проект крупной бизнес-школы в Москве (и в меньшей степени - в Санкт-Петербурге) является попыткой создать в России центр подготовки глобальных лидеров. В других регионах РФ реализация подобного проекта в ближайшие годы представляется маловероятной.
Созданный в СФО Национальный университет сориентирован на завоевание конкурентных позиций в сегменте массовых образовательных услуг на глобальном рынке. Требуемые для этого технологии могут быть импортированы и внедрены в течение 4-5 лет, а то обстоятельство, что глобальные сети «образовательных гипермаркетов» начали формироваться только в 1990-е годы, позволяет надеяться на успех проекта догоняющего развития. Тем не менее, формирование «образовательного гипермаркета» в РФ в средней и долгосрочной перспективе побуждает государственное инвестирование в изменение ментальных моделей в первую очередь населения России, а затем тех стран, на рынки которых будет осуществляться экспансия. Серьезным ограничением остается то обстоятельство, что доминирующим на данном рынке языком является и останется в перспективе английский, а Российская Федерация до сих пор не гармонизировала свою систему подготовки и квалификационную модель с доминирующими на основных образовательных рынках - американском, европейском и азиатском. Кроме того, остается существенной проблемой доступность для вуза современных массовых технологий, которые могут быть преобразованы в учебные модули и образовательные программы.
Ограничен потенциал вузов Красноярского края и в сфере подготовки кадров, претендующих на включение в мировые элиты. Прежде всего, это связано с географической удаленностью сибирских университетов от центров принятия решений, а также дефицитом мировых брэндов на рынке образовательных услуг.
СФУ в первую очередь имеет шансы на занятие конкурентных позиций на мировом рынке высшего профессионального образования в том его сегменте, который связан с лидерством в исследованиях и технологических разработках. Поэтому, не отказываясь от модернизации учебных технологий и развития маркетинга, характерного для «образовательного гипермаркета», реализуя программы подготовки управленческих элит в отдельных отраслях экономики Сибири и Дальнего Востока, Национальный университет в Красноярске ставит своей целью реконструкцию исследовательско-технологического модуля в вузе. Критическими являются вопросы формулирования и финансирования заказа на технологии со стороны государства на этапе становления и вопросы взаимодействия университетов с бизнесом, являющимся основным потребителем технологий и достижений науки в средне- и долгосрочной перспективе.
СФУ сфокусирован на развитие технологий и подготовку кадров в следующих сферах:
материаловедение и металлургия (включая биологическое выщелачивание золота из руды, сверхчистые металлы, и проч.);
геология и горнодобывающая промышленность, включая нефте- и газодобычу в экстремальных северных условиях;
Опыт учителей по формированию текстовых умений учащихся 4-го класса на
уроках русского языка
Умение работать с текстом – важное общеучебное умение, характеризующее не только уровень функциональной грамотности, но и культуры человека вообще. Учителя начальных классов формируют текстовые умения своих учащихся с помощью проведения таких видов работы как сочинение и изложение. Сочинение – это ...
Психологические основы воспитания и обучения слепого ребенка
Основная особенность внутреннего и внешнего развития слепого ребенка — тяжкое нарушение его пространственных восприятий и представлений, ограниченность в свободе движения, беспомощность в отношении пространства. Все остальные силы и способности слепого ребенка могут полноценно функционировать. А. П ...
Изучение уровня развития координации движений в танцевальной деятельности у
детей старшего дошкольного возраста
На шестом году жизни ребёнок физически крепнет, становиться подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений при ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы нервной высшей деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие ум ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.