Согласно уставу каждый университет находился под главным ведением министра народного просвещения и вверялся попечителю местного учебного округа. Непосредственное управление вузов осуществлял ректор при участии в определенных случаях: совета, правления, собраний и деканов факультета, инспектора студентов.
Все российские университеты именовались императорскими и находились под постоянным наблюдением Александра III. Монарх понимал особую роль университетского образования в системе просвещения и стремился превратить отечественные вузы в очаги высокой науки и культуры. Даже в период бурных студенческих выступлений император отверг многочисленные предложения крупных сановников о закрытии университетов. Кроме того, он отклонил проект закона об отдаче студентов в солдаты за участие в беспорядках, на чем настаивали многие министры.
По сравнению с уставом 1863 г. был расширен круг полномочий попечителей учебных округов. В ст. 6 главы 1 устава было записано: «Попечитель учебного округа заботиться о благосостоянии университета; наблюдает за ходом университетского преподавания и за точным исполнением всеми принадлежащими к университету установлениями и должностными лицами правил, предписанных законом или распоряжением правительства; пресекает всякое уклонение от этих правил, возбуждает дела об ответственности виновных и ходатайствует о награждении достойных». Таким образом, на попечителе лежала обязанность высшего руководства во всех распоряжениях по охране порядка и дисциплине в вузе.
Глава вторая устава утверждала обязанности и права ректора университета. Ректор избирался министром народного просвещения из ординарных профессоров университета и назначался на должность императором России сроком на четыре года. В непосредственном подчинении ректора находились: секретари совета и правления университета, служащие канцелярии и его помощники, секретарь библиотеки, бухгалтер, казначей, архитектор, экзекутор, архивариус и врач.
Согласно ст. 13 Устава в обязанности ректора входило: наблюдение за правильным ходом учебного процесса и полнотой преподавания в университете, за надлежащим исполнением всех служащих университета своих обязанностей, за соблюдением студентами предписанных правил, за содержанием в порядке учебно-вспомогательных учреждений университета, за правильным расходом денежных средств университета и за сохранением в целости принадлежащего университету имущества.
Полномочия совета университета рассматривались в четвертой главе устава 1884 г. Совет состоял под председательством ректора из всех профессоров университета. В числе наиболее важных вопросов, которые обсуждали советы университетов, были отчеты профессоров об их научной и учебной работе, о деловых связях с зарубежными учеными и др. Устав ликвидировал даже ограниченную самостоятельность университетских советов.
В деле руководства университетом большое значение придавалось правлению, состоявшему из деканов всех факультетов, инспектора и ректора, который осуществлял общее руководство. Все заседания правления протоколировались, а материалы представлялись для рассмотрения попечителю учебного округа.
В компетенции правления находились следующие вопросы: распоряжение денежными суммами, назначенными на содержание университета по финансовой смете; заключение контрактов по подрядам и поставкам; принятие решений по изданию сочинений, одобренных собраниями факультетов и предназначенных к публикации; рассмотрение дел о переходе студентов с одного факультета на другой, об отчислении из вуза, о приеме молодых людей в число студентов по распоряжению ректора; разбирательство по делам студентов – нарушителей порядка и дисциплины. Самые сложные вопросы требовали утверждения министром народного просвещения. К ним относились утверждение крупных сверхштатных расходов и заключение подрядов и контрактов на дорогостоящие работы.
Согласно уставу каждый факультет включал в свой состав декана и всех профессоров. По уставу 1884 г. к профессорско-преподавательскому составу университета относились ординарные и экстраординарные профессора, приват-доценты, лекторы, лица, составлявшие персонал учебно-вспомогательных учреждений. На историко-филологических факультетах было положено 12 ординарных, 5 экстраординарных профессоров и 4 лектора новых языков.
Законодательство 1884 г. упростило номенклатуру преподавательских должностей: доцентура была упразднена, оба профессорских разряда сохранялись, число профессоров в университетах было увеличено, но главный упор был сделан на приват-доцентов: количество их на факультетах не ограничивалось и зависело от реальных потребностей учебных заведений и размера их фонда специальных средств.
Анализ исследований по проблеме развития тактильной чувствительности у
слабовидящих детей
На современном этапе развития тифло – психолого-педагогической науки весьма важным является исследование, которое отражает не только содержание и методы психолого-педагогического воздействия, но и рассматривает его связи с лечебно – воспитательной работой. В работах ряда авторов л.и. Медведь (1976) ...
Описание экспериментального обучения
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в начальной школе № 618 в 3 "А" и 3 "В" классах. В эксперименте принимали участие 45 учеников. 1. Выявление уровня орфографической грамотности учащихся в словах с непроверяемыми написаниями (констатирующий эксперимент) В ходе наше ...
Уровень освоения темы
"Прибыль как цель предпринимательства"
Тема "Прибыль как цель предпринимателя" элективного курса "Основы предпринимательства" изучается в основной школе в 11 классе в количестве 12 часов. Цель изучения темы: изучение теории и вопросов практики расчетов прибыли как экономической категории. Задачи изучения темы: сформи ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.