Декан факультета избирался попечителем из числа профессоров соответствующего факультета, а утверждение в должности сроком на четыре года осуществлял министр народного просвещения.
Важной главой университетского устава 1884 г. была глава седьмая «Об инспекторе студентов и его помощниках». Роль этой группы должностных лиц подвергалась резкой критике в либерально-демократических кругах. Но с другой стороны, без каждодневной воспитательной и профилактической работы инспекции учебный процесс и элементарный порядок в вузах Российской империи в то бурное время находился бы под вопросом.
Инспектор студентов назначался на должность министром народного просвещения по предоставлению попечителя. Как правило, инспекторами в университетах служили опытные статские или военные чиновники с безупречной репутацией. Они следили за соблюдением порядка в университетах. Одной из обязанностей инспектора являлся контроль за соблюдением законности в отношении арестованных студентов, содержащихся в карцере. В своей повседневной деятельности инспектор подчинялся ректору.
На принципиально новых началах, в соответствии с общей кампанией классифицирования гуманитарного образования в стране, была проведена реорганизация учебного процесса на историко-филологическом факультете. Существовавшее деление факультета на три отделения отменялось, но на старших курсах сохранялась специализация по истории и славяно-русской филологии. В системе занятий историко-филологического факультета, в соответствии с новыми учебными планами, основное внимание уделялось изучению древних классических языков, что, по мнению многих профессоров российских университетов, явилось наиболее слабым звеном министерского плана предметов.
Университетский устав 1884 г. подтвердил состав кафедр историко-филологического факультета, установленный в 1863 г. На историко-филологическом факультете полагалось одиннадцать кафедр: философии, классической филологии, сравнительного языкознания, русского языка и русской литературы, санскритского языка, славянской филологии, географии и этнографии, всеобщей литературы, русской истории, истории западноевропейских литератур, истории церкви, теории и истории искусства.
По Уставу 1884 г. на историко-филологическом факультете была утверждена новая кафедра географии и этнографии. Процесс превращения этнографии в университетскую науку был сложным и противоречивым, оставаясь незавершенным вплоть до Октябрьской революции. В университетских лекционных курсах XIX в. этнографический материал использовался некоторыми профессорами философского, юридического, а позже и историко-филологического факультетов при рассмотрении вопросов преимущественно исторического характера. В то же время вплоть до 60-х гг. XIX в. изучение этнографии в российских университетах носило в значительной степени случайный характер. В учебных планах не предусматривалось специальных этнографических курсов, не существовало особых обществ или кружков.
Большое значение в развитии этнографии и этнографического образования в России имел университетский устав 1863 г. При Московском университете было создано общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, которое объединило не только профессоров университета, но и исследователей из других учреждений. Этнографический отдел общества начал свою работу с 1867 г. С 60-х гг. этнографические исследования в университетах страны проводились в рамках научных обществ. Но впервые кафедра этнографии была открыта на историко-филологическом факультете.
Вопрос о включении этнографии в систему университетских курсов на первых порах рассматривался вместе с проблемой складывания географического образования, причем приоритет отдавался последнему. Острота дискуссий по этому вопросу была вызвана, прежде всего, незрелостью данных наук, неопределенностью предмета, методов исследования, их места в научной классификации. Показательно, что Министерство просвещения прислушивалось к мнению университетов и их историко-филологических факультетов в решении принципиальных вопросов академической жизни.
Важным был вопрос о факультетской принадлежности данных кафедр. В частности, Новороссийский университет, создав особую комиссию по вопросам организации кафедры географии и этнографии в университетах страны, обратился в Министерство народного просвещения с предложением вывести кафедру географии из состава историко-филологического факультета. В соответствии с другой позицией кафедра географии и этнографии должна была отнесена к историко-филологическому факультету, так как «…в содержание географии как университетской дисциплины должно входить только то, что касается человека, а что касается земли должно быть отнесено к уже существующей кафедре физической географии».
Контрольный опрос в виде тестовых заданий для учеников 9-х классов
Разработаны тестовые задания по выбранной теме в двух вариантах: 1. Вопросы, отражающие материал в таком виде, как он преподноситься в школьном учебнике. 2. Вопросы, отражающие школьный материал и экологические проблемы по выбранной тематике. Вариант 1. Вопросы: Как обозначается химический знак кре ...
Алгоритм введения технологии взаимного обучения
Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно. Нельзя забывать, что у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля, произвольное внимание и запоминание, необходимые для того, чтобы учиться, ...
Процедура объяснения научного понятия
Интеллектуальные идеалы, характерные для педагогической дисциплины, действуют в качестве связующего звена между её методиками объяснения, понятиями, теоретическими проблемами и их эмпирическим применением. Здесь необходимо сделать два предварительных замечания. Во-первых, на ранних стадиях своего р ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.