Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и нетрадиционных методов

Педагогика » Использование традиционных и нетрадиционных методов пересказа при обучении детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня » Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и нетрадиционных методов

Страница 5

Использование диафильма при обучении пересказу способ твует повышению интереса к занятиям, развитию восприятия и вербальной памяти, речемыслительной деятельности детей. В качестве варианта структуры занятий по пересказу с применением диафильмов предлагается следующий: предварительное чтение текста; просмотр диафильма в сочетании с прослушиванием текста (чтение текста педагогом или магнитофонная запись); просмотр кадров, сопровождаемый ответами детей на вопросы; пересказ текста по фрагментам.

О.С. Ушакова и Е.М. Струнина при обучении детей с ОНР предлагают каждому ребенку пересказ сказки, рассказанную воспитателем, при этом следует помнить, что сказка должна быть конкретна, реалистична. Воспитатель, обращаясь к ребенку, говорит: «Мы придумывали разные рассказы и на занятиях, и на прогулках на разные темы. Сейчас ты поду май и придумай рассказ на тему "Как Сережа нашел котенка"» (тема может быть любой). Рассказы детей фиксируются дословно, с указанием имеющихся пауз, повторов и т. д. В протоколах отмечается и поведение детей: как принял задание, как приступил к его реализации, обращался ли за помощью к воспитателю, характер обращений.

Для определения связности пересказа необходимо ориентироваться на следующие показатели.

Раскрытие темы. Рассказы детей анализируются с позиций соответствия темы, заданной в названии, и содержания.

Объем рассказа. Объем высказывания ребенка определяется через подсчет слов, предложений. Важным является не только количественный подсчет, но и качественный анализ, так как объем рассказа будет зависеть от наличия осведомленности о сообщаемом предмете, тематике, интереса к ней со стороны ребенка, стремления к полноте передачи информации, от уровня развития мыслительной деятельности.

Соблюдение структуры повествования. При анализе рассказов детей следует обратить внимание не только на последовательность передачи события, на наличие начала, середины, конца, но и на соотнесенность концовки с названием.

Средства связи. Структурная организация текста пересказа обусловлена наличием логической схемы построения и выражения в специальных знаках начала и конца рассказа, в синтаксисе отдельных предложений, в строении и сочетании соединений предложений.

При анализе важно обратить внимание на то, как ребенок начинает свое высказывание, каким словом определяет место или время начала события, как связывает предложения между собой, обусловливает ли предыдущее предложение структуру последующего.

Так как у дошкольников мысль в основном развивается линейно, то связь чаще всего осуществляется с помощью повтора какого-либо из членов предложения.

1. Однажды мальчики собрались весь. 2. Они взяли собой козонки. 3. Налили полянку. 4. На полянке росло много грибов. 5. Они стали набирать грибы. 6. Грибов было много, и все набрали полные корзинки.

В данном пересказе используется временной зачин, выраженный обстоятельством времени однажды. В другом рассказе он может быть выражен другим словом — как то раз или летом, в летний день и т. д. При анализе рассказов детей необходимо обращать внимание на разнообразие зачинов, на начальное слово (однажды). Далее в примере следует прямой порядок слов, начинающийся с подлежащего мальчики. 2-е предложение связано с первым синонимической связью — они. Связь между 2-м и 3-м предложениями они — они и носит название местоименной. 3-е и 4-е предложения связаны лексическим повтором, выраженным дополнением полянку — на полянке. 5-е предложение по смыслу связано с 3-м местоименной связью они - они. 6-е предложение с 5-м снова снизывается лексическим по втором, выраженным подлежащим — дополнением грибы — грибов. В этом же пересказе представлен и другой вид связи — глагольный. Последовательность события передается временной соотнесенностью глаголов: . собрались . взяли . нашли . росло . стали набирать . набрали.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также:

Школьный химический эксперимент: виды, требования, техника выполнения
Химический эксперимент имеет важное значение при изучении химии. Различают учебный демонстрационный эксперимент, выполняемый в основном преподавателем на демонстрационном столе, и ученический эксперимент – практические работы, лабораторные опыты и экспериментальные задачи, которые проводят учащиеся ...

Организация эксперимента по проверке эффективности коррекции неуспеваемости учащихся
Описание методик, диагностика. Диагностика памяти Методика 1. Ведущий тип памяти. Цель: оценка уровня развития слуховой, зрительной, моторно-слуховой, зрительно-слухо-моторной памяти. Для проверки ведущего типа памяти предлагаются следующие четыре набора слов: I II III IV Дерево Самолет Пароход Вол ...

Способы обогащения словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе
Конспект урока русского языка Тема урока: «Сочинение-рассуждение». Класс: 7 Цели: - образовательная: закрепить понятие сочинения-рассуждения; совершенствовать умение раскрывать тему с помощью цепочки аргументов; - развивающая: развивать внимание, способность к логическому мышлению, выделению законо ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru