Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и нетрадиционных методов

Педагогика » Использование традиционных и нетрадиционных методов пересказа при обучении детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня » Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и нетрадиционных методов

Страница 3

На занятиях рекомендуется использовать различные способы пересказа. Например, короткий текст ребенок может изложить от начала до конца. Более длинное произведение можно пересказывать коллективно, по частям: один начинает, другие продолжают и заканчивают. Здесь дети приобретают самый первоначальный опыт пересказа в лицах, с использованием элементов драматизации; они знакомятся с изложением текста от первого лица – от лица героя.

Работу по формированию умения четко излагать свои мысли начинаем с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности рассказа. Позднее учим детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план.

Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включаем в задания пересказы по отдельным фрагментам (начало, середина и конец) рассказа.

После того как дети овладевают умением последовательно передавать содержание услышанного, учим их составлять выборочный пересказ. Этот вид работы требует умения выделять сюжетные линии в рассказе. Наиболее сложным для детей является краткий пересказ. Цель которого передать содержание услышанного кратко, выбрав самое главное. Любому виду пересказа должны предшествовать словарная работа, анализ текста, четкая целевая установка для всех детей, присутствующих на занятиях.

При обучении пересказу детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводит их к воспроизведению текста. Это осуществляется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопрос. Задаваемые воспитателем вопросы целиком определяют полноту и последовательность передачи ребенком прочитанного. Детей также привлекают к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании воспитателем сказки).

Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по воспитанию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Это особенно важно в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

На начальном этапе работы используют небольшие тексты; в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды, и ясной логической последовательностью событий. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств.

Обучение пересказу на материале каждого произведения целесообразно проводить на двух занятиях (в отдельных случаях, при усложнении выполняемых заданий — на трех).

В общую структуру занятий входят: организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений, чтение произведения, разбор текста («языковой» и «содержательный») [1-е занятие]; пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового мате риала и анализ детских рассказов [2-е занятие]. Цель подготовительных упражнений — организовать внимание детей, подготовить их к восприятию рассказа (отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте; демонстрация соответствующих картинок и др.). Текст прочитывают дважды, в медленном темпе. При повторном чтении рекомендуется прием завершения детьми отдельных, не законченных педагогом предложений. Для этого выбирают предложения, содержащие обозначение вводимых в сюжетное действие рассказа новых персонажей, существенных предметов отображаемой обстановки, тех или иных действий, событий и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также:

Особенности реализации функции контроля в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения
Контроль (фр. сontrole) 1. Наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причины. 2. Функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел. Такое определение даёт педагогический словарь. На сегодняшний день существуе ...

Методы педагогических исследований
Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Методы педагогического исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. К теоретическим ...

Инструментальные ошибки
В данном случае этот источник ошибки трансформируется, а степень аккуратности измерения социальной адаптации, так как о старении говорить не приходится из-за того, что измерения проводились однократно и одновременно для всех участников. Так как степень успешности работы является объективной характе ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru