Часто в пересказах детей можно встретить наречие (обстоятельство времени) потом. Это средство помогает ребенку пере дать последовательность событий. Если ребенок многократно прибегает к употреблению наречия потом, это будет свидетельствовать о нарушении связности и плавности изложения, так как он при этом делает частые паузы: потом . а потом . по том . Причиной этого может выступать ограниченность словарного запаса, отсутствие умения раскрывать тему, неумение использовать разнообразные средства связей между предложениями и частями рассказа. Поэтому при анализе детских высказываний надо тщательно определять характер связей, которыми пользуются дети.
Полученные данные позволят в дальнейшем воспитателю определить конкретные задачи по расширению словарного за паса или по расширению и углублению представлений детей.
5. Плавность изложения. При анализе плавности изложения как показателя связности речи надо в первую очередь подсчитать, сколько пауз делает ребенок. Далее определить причину пауз, их длительность. Причинами пауз могут быть неравно- мерность обогащения словаря, темп отбора слов, синонимическая бедность словаря, слабые умения построения сюжетной линии. Паузы такого рода следует отличать от логических пауз. В речи дошкольников часто встречаются повторы. Наличие повторов будет свидетельствовать об отсутствии должного внимания к слову, об ограниченности словарного запаса, стилистических возможностей детей, об отсутствии способности к внутреннему рассуждению. Необходимо обратить внимание на то, какие части речи чаще всего повторяются (имена существительные, глаголы, союзы), какие словосочетания (или предложения) повторяются. Выявленные особенности позволят в дальнейшем определить направления в работе.
6. Выразительность речи. При анализе высказываний следует обратить внимание на языковые и интонационные средства выразительности, насколько ребенок образно и эмоционально передает содержание, употребляет ли эпитеты, сравнения, слова с уменьшительными или ласкательными суффиксами.
В процессе занятий по пересказу специальное внимание уделяют коррекционной работе по формированию у детей грамматики правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний.
На начальном этапе отрабатывают различные грамматические структуры простого распространенного предложения, некоторых типов сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. На следующем этапе обучения на занятиях по пересказу обращают внимание на овладение детьми навыками построения предложений с несколькими однородными сказуемыми , а также бессоюзных сложных и сложно подчиненных предложений.
При проведении словарной работы внимание детей акцентируют на словах, служащих для выражения временной и пространственной связи событий (сначала, потом, утром, вечером, дальше, там, назад, обратно и др.), на употребление предлогов с пространственным значением (в, на, над, под, из-за и т. д.). Обращают внимание на слова, указывающие на характер действия (длительность, интенсивность), например: скоро, долго, медленно, громко и др. Усвоение таких слов-« маркеров » значительно облегчает детям составление связных высказываний.
По мере роста речевых возможностей детей при пересказе отдельных произведений помимо обычного воспроизведения текста дети овладевают некоторыми доступными приемами его языковой трансформации. Так, при пересказе фрагментов произведений дается задание рассказать о событиях в прошедшем времени (путем замены временных форм глаголов). При пересказе других произведений можно использовать такой прием трансформации текста, как замена рассказа от первого лица рассказом от третьего лица. Указанная форма работы способствует овладению детьми лексико-грамматическими средствами построения высказываний путем практических целенаправленных действий с ними. Основные направления коррекционной работы по обучению детей с ОНР составлению пересказов с элементами творчества.
Этапы решения задач с помощью уравнений
Деятельность по решению задачи включает следующие этапы независимо от выбранного метода решения: анализ содержания задачи; поиск пути решения задачи и составление плана её решения; осуществление плана решения задачи; проверка решения задачи. Поясним это на конкретных примерах, выделяя отдельно кажд ...
Лингвистические основы проблемы
Речь является особой формой общения людей, которое осуществляется посредством употребления разнообразных языковых средств. Языковые средства - словарный запас, звуковой состав слов, грамматическая система, структура предложений - усваивается с самого раннего детства. Основной задачей речевого разви ...
Проблемные ситуации как основа проблемного обучения
Проблемная ситуация, в отличие от задачи, включает три главных компонента: - необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия; - неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной сит ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.