В настоящее время существуют более 50 педагогических технологий, созданных педагогами-новаторами (В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, Н.А. Зайцев, В.Д. Шадриков, С.Н. Лысенкова и др.), - игровые технологии, технологии индивидуализации обучения, проблемное обучение, коммуникативные технологии, технологии уровневого обучения и др. [8]. Все они основаны на методах активного обучения, поэтому с полным правом именуются интенсивными образовательными технологиями. К интенсивным относятся компьютерные технологии, сетевые технологии, технологии «гувернерского» обучения, технологии, базирующиеся на графических и матричных методах сжатия информации, технологии тотальной индивидуализации обучения (метод Келлера-Ширмана, технология «Дельтон-плана » и др.), технологии, использующие психологическое воздействие на обучаемого (психотроника, медитация, японская технология «Минараи» и др.).
Абсолютное большинство современных образовательных технологий «оснащены» средствами интенсификации процесса познания [9]. Интенсивные образовательные технологии можно подразделять на неимитационные, имитационные и мыследеятельностные. Неимитационные технологии основаны на воспроизводстве какой-либо предметной или профессиональной деятельности. Имитационные технологии {организационно – деятельностные, проблемно – деловые, проблемно – ситуационные и др.) используют модели изучаемого явления или процесса.
Информационные технологии – совокупность методов, производственных процессов и программно – технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, распространение информации, а также отображение и использование информации в различных сферах жизнедеятельности.
Телекоммуникационные (сетевые) образовательные технологии - технологии обучения, связи и управления, основанные на применении компьютерных сетей, телевизионных, спутниковых и радиовещательных линий связи, открытых оптических, оптоволоконных и кабельных линий, выделенных или коммутируемых телефонных каналов.
В сфере образования широко используются глобальные (прежде всего «Интернет»), региональные (национальные), отраслевые («Реларн», «Раннет» и др.) и локальные сети.
Интеллектуальные образовательные технологии — технологии создания нового интеллектуального продукта в процессе проектирования и реализации учебно-научной (учебно-исследовательской) деятельности. Эти технологии обеспечивают формирование у обучаемых новых интеллектуальных свойств и научно-технологических приемов генерирования и воспроизводства новых знаний. Рассматриваемые технологии базируются на методах научно-технического творчества (синектика, мозговой штурм, морфологическая матрица идей и др.), приемах креативной метапедагогики, а также на технологиях искусственного интеллекта. Эти технологии обеспечивают формирование у обучаемых известных науке знаний, но на более высоком уровне их подачи и усвоения.
В процессе реализации интеллектуальных технологий применяют традиционные средства представления и обработки знаний (семантические сети, фреймы, продукционные правила и др.), пакеты формализованных предметных знаний, интеллектуальные модули и компоненты (базы знаний, системы логического вывода, экспертные системы и др.), компоненты анализа и синтеза неформализованной информации (визуальной, акустической, текстовой и др.), а также интеллектуализированные пользовательские интерфейсы.
В образовательной сфере существуют три типа инновационных технологий:
- радикальные (перестройка процесса обучения или его крупной части};
- комбинированные (соединение ряда известных элементов или технологий в новую технологию иди метод обучения);
- модифицирующие (улучшение метода или технологии обучения без существенного их изменения).
Инновационные образовательные технологии развиваются в следующих основных направлениях:
Связь математики конечных количеств с современной математикой
Этап «однородность» Как мы уже знаем, качество однородности позволило нам сформировать понятие конечного количества, а отношение «одинаковое-разное» стало основой для сравнения двух любых элементов. Аналогично в современной математике отношение «однородность» превращает любую группу элементов во мн ...
Выявление и анализ уровня сформированности
ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями
речи
В рамках нашего исследования, следующим этапом экспериментальной части работы стало изучение ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи. Диагностика детей проводилась по составленной нами методике обследования с использованием разработанного диагнос ...
Семья как специфическая педагогическая система: сущность, особенности
развития
Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательные воздействия на личность. Наиболее известные из них – семья и школа. Кроме того, сюда относят еще средства массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольные и несемейные орг ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.