Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи. Взаимообучение создает условия для установления гуманных межличностных отношений в учебной группе при условии ориентирования обучающихся на заботу каждого о каждом, выражающуюся в стремлении помогать соученику в достижении качественного результата в учении, объяснять учебный материал доходчиво, учитывая особенности каждого.
Принцип обучения в соответствии со способностями каждого обучающегося. При разработке и распределении заданий, создании малых трупп необходимо учитывать возможности каждого обучающегося, индивидуальный темп продвижения в обучении. Работа в парах сменного состава в малых группах обеспечивает реализацию дифференцированного подхода к обучению, а обучающее взаимодействие студентов с разными способностями и заданиями разного уровня сложности — взаимопомощь и кооперацию, посильный вклад каждого в коллективный результат учебной деятельности;
Принцип разделения учебных заданий как особый случай разделения труда. Разнообразие заданий, распределение функций и обязанностей — необходимое условие эффективного взаимообучения, так как только в этом случае появляется потребность в взаимообмене знаниями и умениями, во взаимопомощи, формируется готовность к сотрудничеству в учении и профессиональной деятельности;
Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Взаимообучение предполагает готовность студентов к нему, т.е. развитие педагогических способностей обучающихся: умения объяснять, доходчиво преподносить учебную информацию другим, адаптируя ее к возможностям, особенностям каждого партнера, а также такие качества личности, как терпимость, коммуникативные и организаторские способности. Все эти свойства развиваются и формируются в самом процессе обучающего взаимодействия. Особую роль приобретает, таким образом, технология взаимообучения в становлении будущего специалиста как наставника, способного к помощи и обучению своих сотрудников;
принцип разновозрастного коллектива. Активное обучающее взаимодействие предполагает переход от одноуровневого, одновозрастного состава учебной группы к разновозрастной и различной по своей подготовке группе обучающихся. Реализация данного 'принципа в традиционном обучении затрудняется в связи с существующими правилами комплектования учебных групп. Но возможна организация интегрированных, объединенных занятий учащихся разных курсов по одной дисциплине, а также привлечение учащихся старших курсов, к работе в качестве консультантов.
Алгоритм организации учебной деятельности варьируется в зависимости от дидактических целей, типа и вида заданий, используемых методик, но можно выделить общую структуру деятельности преподавателя и студентов.
Этап 1-й, «запуск» методики: учебный материал (тексты, задания) делится на элементы, части. Каждая часть должна быть относительно самостоятельной, т.е. выполнимой независимо от остальных заданий данного раздела. Определяются цели деятельности, устанавливаются ее правила, распределяются функции, формируются группы, предъявляются схемы, алгоритмы деятельности, маршрутные листы, устанавливающие порядок работы студентов, таблицы учета выполненных заданий;
осуществляется индивидуальная работа учащихся над своей частью задания. На данном этапе наиболее полно реализуются обучающая и контролирующая функции преподавателя. «Запуск» считается состоявшимся, когда проверены результаты работы каждого учащегося. С этой целью к работе привлекаются студенты-консультанты, используются групповые формы работы.
Анализ программ, сочетающих театрализованную деятельность и музыкальное
воспитание
При анализе обучающих программ, сочетающих театральное действие и музыкальное воспитание, показал, что практически все применяемые программы основаны на обновленной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой. В дополнение к программе М.А. Васильевой используют техноло ...
Сущность и задачи дифференцированного обучения
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. В справочнике «проффесиональное образование» дается следующее определение дифференцированного обучения: Дифференцированное обучение - это: Распределение учебных планов и пр ...
Раскрытие сущности понятия «познавательная деятельность» в
психолого-педагогической литературе
Т. Гоббс выдвинул справедливое требование о том, что каждое исследование необходимо начинать с определения дефиниций. Таким образом, попробуем определить, что подразумевают, говоря о деятельности. Для начала приведём различные определения понятия «деятельность», встречающиеся в психолого-педагогиче ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.