Этап 2-й, работа в парах: организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар:
статическая пара — совместно работают учащиеся, сидящие рядом 1↔2;
динамическая пара (пара сменного состава) — наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров — в три такта;
Этап 3-й, работа в малых группах: проработав определенную тему в парах сменного состава, учащийся выступает перед микро – группой. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы:
подготовка малой группы к индивидуальной работе по теме — группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, и разбирается в ней;
уточняющая, коррекционная работа в малой группе — студент выступает перед группой, которая уже изучила данную тему. После выступления группа задает ему вопросы, побуждая отстаивать свои знания, «защищать» данную тему. В результате происходит более глубокая проработка, обсуждение проблемы (групповая дискуссия);
работа в «тройке» перед всей аудиторией, студенческой группой — один студент выступает в роли «преподавателя», два других — в роли «студентов», остальные наблюдают, анализируют. Основная задача — освоение методики, объяснение учебного материала. По окончании работы осуществляется анализ обучающей деятельности «преподавателя».
Во время групповой работы преподаватель, мастер производственного обучения выполняют разнообразные функции:
- контролируют ход работы в группах;
- регулируют споры;
- отвечают на вопросы;
- контролируют порядок работы и, в случае необходимости, оказывают помощь отдельным учащимся.
Групповая форма работы на уроках обучения применяется для решения всех дидактических задач.
Наиболее удобный вид статическая пара, где совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой. В такой паре учащиеся постоянно меняются ролями ученика и учителя. Деятельность учащихся включает в себя взаимообучение и взаимоконтроль. Работа в малых группах или парах значительно повышает степень активности учащихся, создает условия для их естественного общения.
Групповой метод можно применять на всех предметах теоретического обучения, а также на производственном обучении.
Технология А.С. Потапова. Основной целью данной технологии является повышение эффективности обучения с помощью личностно-ориентированного подхода с использованием психофизиологических особенностей учащихся.
Основные принципы:
- осуществление развивающего обучения через современное содержание,
передаваемое современными методами;
- комфортность ученика в процессе обучения;
- в основе лежит синтез методики и дидактики;
-знания, умения и навыки не цель, а средство развития;
Используется модель обучения:
- Гармоничное обучение, обращенное к ученику в целом;
- Восприятие всеми органами чувств, работа с левым и правым полушарием мозга;
- Воображение, эмоциональность мышления.
Если в группе присутствуют учащиеся право- и левополушарные:
- Любую информацию на уроке необходимо делить на логически законченные части и отрабатывать каждую (рассказ, пояснение учителя, вопросы, их уточнение, необходимые записи, анализ, проговаривание учениками и т.д.)
- На отработку каждой части должно отводится не более 8-10 минут. Причина в том, что если внимание учащихся с доминирующим левым полушарием устойчиво 20 – 25 минут, то внимание учащихся с доминирующим правым полушарием устойчиво не более 12 минут.
Творческие игры дошкольников
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской. Она делит все детские ...
Зависимость выбора вида сочинения от возрастных особенностей школьников
Чтобы говорить о практическом использовании сочинения на уроках русского языка, необходимо обосновать, почему мы остановили выбор именно на рассуждении, а для этого, в свою очередь, кратко рассказать об особенностях мышления тринадцатилетних детей. Одной из важнейших особенностей школьников являетс ...
Типы курсов профильного обучения
В соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.