Многочисленные исследования показывают, что здоровый образ жизни является универсальным, широко доступным, не требующим значительных материальных затрат способом оптимизации физиологических систем организма, поддержания здоровья на высоком уровне, продления активной жизни и является главной детерминантой здоровья.
Здоровый образ жизни основывается на повседневных элементах, к наиболее значимым из которых можно отнести:
- двигательный режим, включающий все возможные виды двигательной активности (физкультура, прогулки, физический труд, утренняя гимнастика, ходьба);
- закаливание организма (солнцем, водой, воздухом);
- рациональное питание;
- гигиена труда и отдыха;
- личная и общественная гигиена;
- гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений в коллективе;
- охрана окружающей среды (в быту, в учебном заведении, на производстве, во время отдыха).
Подвергаясь постоянно влиянию окружающей среды, человек испытывает воздействие неблагоприятных факторов. ВОЗ называет таковыми более 200 факторов, к основным из которых относит:
- низкую физическую активность,
- питание с избыточным количеством жира и соли (нерациональное питание),
- вредные привычки - курение, употребление алкоголя и наркотиков,
- стресс,
- нарушение сна,
- рискованное сексуальное поведение.
Ряд факторов, обусловливающих заболевания, создаются самим человеком и являются результатом неправильного трудового режима, быта и отдыха, вредных привычек, традиций.
Исследования, проведенные в РФ, США, Франции и ряде других стран, показали, что здоровье населения на 49-53% определяются образом жизни, на 18-22% генетическими и биологическими факторами. Внешняя среда, природно-климатические условия определяют развитие патологии человека на 17-20%. Состояние здоровья населения зависят от здравоохранения только на 8-10%. Из сказанного выше следует, что среди всех компонентов, способствующих здоровью, образу жизни принадлежит приоритетная позиция.
Поэтому особое значение приобретает формирование здорового образа жизни среди подростков. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании привычки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни, препятствующий или способствующий раскрытию потенциала личности.
Согласно мнению В.М. Амосова и В.М. Аллархведова, младшие подростки наиболее восприимчивы к разным формирующим и обучающим воздействиям. С другой стороны, в этом возрасте уже существует основы для проявления сознательной индивидуальной активности в обеспечение здорового образа жизни. Работа в данном направлении позволит нейтрализовать в последующем, развитие факторов риска различных заболеваний, предотвратить возникновение вредных привычек.
Младшие подростки выступают как наиболее перспективная в отношении формирования здорового образа жизни возрастная категория. В настоящее время, по данным ВОЗ, подростки составляют 30% населения земного шара.
Однако общее состояние здоровья подростков ухудшается. За последние 10 лет в 2 раза увеличилось количество подростков, взятых на учет с диагнозом злокачественные образования.
Таким образом, важным в этом возрасте становится формирование у подростков полезных привычек. Но прежде чем говорить о них, необходимо дать определение понятию "привычка".
Д.Н. Ушаков определяет привычку как автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью (например, делать зарядку по утрам, быстро ходить и т.д.). С формированием привычки связано смещение мотива действия. Если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением привычки мотивом становится сама потребность в выполнении данного действия.
Привычки формируются в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его исполнении уже не возникает каких-либо трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном "приятного удовольствия".
Привычки могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороны поведения человека. Следует различать привычки. полезные (привычка к труду, привычка помогать товарищам, гулять перед сном и др.) и вредные (несдержанность, привычка перебивать говорящего и др.). Жизненно важные, общественно ценные привычки облегчают формирование положительных черт личности, соблюдение правил поведения в общественной и личной жизни, отрицательные — дезорганизуют поведение. Формирование полезных привычек и борьба с вредными являются важнейшими задачами воспитания.
Приёмы тактильного обследования предметов окружающего мира
Как для полноценного зрительного восприятия необходимы движения глаз, так и для осуществления осязательного восприятия требуются движения рук. Следовательно, овладение приемами осязательного обследования предметов является необходимой предпосылкой формирования у детей предметных и пространственных ...
Здоровье сберегающие технологии в практике реализации международного молодежного
проекта «Антианаркота»
В современной литературе и практике реформирования системы образования здоровье сберегающие технологии понимаются как совокупность методов, которые направлены на решение таких задач, как: - охрана и укрепление здоровья учащихся; - создание оптимальных моделей планирования образовательного процесса, ...
Виды интуиции
Можно назвать следующие виды интуиции: чувственная; творческая; художественная; интеллектуальная; техническая; предвидения; профессиональная; математическая; принятия решения; нравственная; женская; бытовая и др. Каждая выполняет определенную функцию, что говорит о многофункциональности интуиции. В ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.