Большинство младших подростков не имеет необходимых знаний о рациональном питании и не стремится их получить. Организм молодого человека быстро адаптируется как к большим перегрузкам, так и к недогрузкам его систем и органов, и создается иллюзия, что при нарушениях питания не происходит качественных изменений. В этом одна из причин увеличения распространенности избыточной массы тела.
От того, насколько правильно питается человек, зависят иммунобиологические свойства его организма, физическая и умственная деятельность, работоспособность и производительность труда, показатели здоровья, продолжительность жизни.
Избыточная энергетическая ценность рационов питания при снижении двигательной активности приводит к учащению случаев алиментарного ожирения. В свою очередь ожирение способствует раннему возникновению и быстрому прогрессированию сопутствующих заболеваний, которые в этом случае встречаются в 1,5-2 раза чаще. Прямым следствием ожирения является атеросклероз с преимущественным поражением коронарных и мозговых сосудов, желчно-каменная болезнь, холецистит, та или иная степень нарушения функций большинства органов и систем организма, утрата трудоспособности. Не менее пагубные в связи с неправильным питанием заболевания органов пищеварения, такие как гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Неправильное питание способствует развитию заболеваний печени и поджелудочной железы, а также других систем организма.
К факторам, способствующим развитию ожирения и его последствий, относится: избыточная общая калорийность, перекрывающая энерготраты; избыточное потребление простых сахаров (фруктозы, сахарозы); избыточное потребление животных жиров; избыточное потребление белка, соли; злоупотребление алкоголем.
Ожирение становится серьезной проблемой, так как смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы при ожирении наблюдается в 1.5 раз чаще, чем у людей с нормальной массой тела.
В тоже время коррекция питания способствует значительному улучшению биохимических показателей крови, уменьшению массы тела и улучшению функциональных показателей организма.
Кроме этого следует отметить, что дефицит массы тела появляется от недостаточного, неполноценного питания, следствием чего может быть также нарушение обмена веществ, но другого характера. Недостаточная масса тела встречается в меньшем проценте случаев всего населения. Но среди детей, подростков и молодежи этот показатель находится на уровне 14-20%. Особенно в последние годы недостаточная масса тела и подростков имеет выраженный характер, отчасти, из-за различных, объективных причин.
Младших подростков недостаточно убеждать в необходимости рационального питания, следует разъяснять им основные принципы рационального питания. Это может не только способствовать освоению младшим подростком полезной привычки, но и покажет, что подросток несет ответственность за свою жизнь и здоровье. Подобная самостоятельность покажет, что к подростку относятся как к равному. Обратная ситуация может привести младшего подростка к отклоняющемуся поведению.
Не менее важным, согласно Н.П. Вайзмену и В.В. Зарецкому, является гигиена труда и отдыха. На долю труда и учебы приходится примерно 1/3 общего бюджета времени активной жизни человека. Если рассматривать здоровый образ жизни как разностороннюю жизнедеятельность, обеспечивающую сохранение и укрепление здоровья и работоспособности человека, и создание возможности полноценно и активно заниматься учебной, трудовой и общественной деятельностью, то следует признать, что важным компонентом формирования здорового образа жизни является рациональная организация учебы и труда, соответствующая физиологическим возможностям конкретного организма.
В любые возрастные периоды режим труда опирается на законы физиологии, в соответствии с которыми трудовые процессы должны чередоваться с отдыхом. Организация труда должна способствовать максимальной производительности при минимальных затратах физических и нервно-психических сил человека, то есть при наибольшем сохранении его здоровья.
Особого нервно-психического напряжения требует учеба, которая является разновидностью умственного труда и также нуждается в регламентации на основе гигиенических принципов организации труда. Оптимальной с гигиенической точки зрения можно считать организацию, обеспечивающую сохранение устойчивой работоспособности в процессе учебной деятельности без развития выраженного утомления, что способствует в конечном итоге укреплению состояния здоровья учащихся.
Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели
Нами были выделены основные этапы опытно-экспериментального исследования: 1. подготовительный; 2. организационный; 3. практико-реализующий; 4. обобщающий и определена последовательность действий по формированию единого социокультурного пространства досугового учреждения: 1. Фиксация субъектами соци ...
Требования различных программ воспитания по развитию мышления дошкольников
Методы воспитания, приемы обучения, способы общения с детьми должны изменяться по мере взросления ребенка, по мере созревания его умственных и эмоциональных характеристик, по мере формирования его личности. Нетривиальность этого принципа видна, например, из того, что он указывает на сложность прим ...
Оценка народных подвижных игр педагогической наукой
В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены народные игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи тем, что игры, ка ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.