Формирование привычек здорового образа жизни у младших подростков

Педагогика » Формирование привычек здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением » Формирование привычек здорового образа жизни у младших подростков

Страница 7

Н.А. Едимская выделяет три основные группы факторов, способствующих употреблению алкоголя: а) социально-психологические, б) индивидуально-психологические, в) личностные.

К социально-психологическим факторам относится весь комплекс обычаев, традиций, "социальный опыт" употребления спиртного. Даже в значительно благополучных семьях атмосфера праздничности и веселья на фоне принятия алкоголя способна заложить в ребенке готовность в будущем реагировать в аналогичных ситуациях по алкогольному типу. Изначально в сознании подростков довольно прочно скреплены положительные эмоции (праздник, встреча, прием гостей и др.) и употребление алкоголя. Около 70% мальчиков и девочек первую пробу получают в кругу семьи, на семейном празднике.

Необходимо помнить, что в подростковом возрасте происходит ряд важных перемен. Во-первых, осуществляется психоэндокринная перестройка организма. Пробуждается новые потребности и интересы, прежде всего сексуального характера. Психическая перестройка идет более болезненно, сопровождается рядом дискомфортных состояний. Подростки отличаются повышенной ранимостью и максимализмом. К окружающим они предъявляют завышенные требования и чрезмерные претензии, а потребности подростка взрослый мир не всегда удовлетворяет.

В связи с этим и другими обстоятельствами в данный период легче, чем когда-либо, возникает реакция группирования со сверстниками. Одновременно в подростковых группах утверждаются свои ценностные ориентации, способы проведения досуга, методы разрешения многочисленных проблем. Именно этот период является наиболее опасным в отношении становления привычки употребления алкоголя в рамках групповой деятельности. При этом попытки коррекции поведения со стороны родителей воспринимаются как посягательство на самостоятельность и независимость, ограничение в правах. Поэтому нередко подобные прямолинейные попытки приводят к обратным результатам, реакциям протеста. Для подростков описан своеобразный феномен "групповой зависимости" от алкоголя, заключается в том, что функционирование подростковой группы организуется главным образом вокруг употребления спиртных напитков еще до проявления, у отдельных членов группы, явственных признаков зависимости от алкоголя.

В типичном случае алкогольные группы формируются на базе других групп, часто формальных, объединенных общей деятельностью. Деятельность алкогольной группы нередко стихийна. Часто члены группы отчетливо не осознают желание употребить алкоголь, и алкогольный эксцесс возникает как бы "сам собой", при встрече членов группы друг с другом на фоне эмоционального оживления, невербальной коммуникации, экспрессивного поведения, намеков как бы непроизвольно рождается и передается всем членам группы мысли о желательности алкоголя. Реализация группового желания далее осуществляется уже почти автоматически, по сложившимся конкретным стереотипам.

Постепенно у членов группы искажаются самосознание и самооценка, а внутригрупповое представление имеют выраженный защитный характер. Поддерживается тезис о "нормальных" размерах пьянства с членами группы, с алкоголизмом идентифицируется лишь самые отдаленные финальные этапы заболевания, характеризующиеся тяжелейшими осложнениями и социальной дезадаптацией. Таким образом, через учащение выпивок происходит формирование заболевания — алкоголизма.

Другими факторами, способствующими становлению привычки, употребления алкоголя являются индивидуально - психологические факторы. К ним относятся социальная незрелость и инфантилизм младшего подростка. С этим связаны импульсивность, стремление достигать цели кратчайшим путем, затрачивая минимум усилий, несдержанность и неспособность к отсроченному поведению. В погоне за сиюминутным удовольствием и развлечением такие молодые люди не способны учитывать возможные социальные последствия, анализировать или спланировать свое поведение. Часто отмечается неразвитость высших духовных потребностей, низкий уровень развития культуры.

Алкоголь приводит к снижению качества жизни в целом, жизнь пьющего человека переходит в другое измерение, меняются жизненные ориентиры, работа, требующая усилий невозможна, взаимоотношения с обществом конфликтны. Поэтому необходимо искать пути преодоления употребления алкоголя подростками.

Здоровье человека в значительной мере зависит от него самого. Все социально-экономические преобразования, усилия по совершенствованию медицинской помощи практически будут сведены на нет при неправильном отношении младших подростков к своему здоровью.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также:

Школьное самоуправление: понятие, структура, принцип деятельности совместных органов самоуправления
Самоуправление – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства». Из истории школьного самоуправления Выработка целесообразных форм организации процесса обучения и воспитания детей и накопление полезных знаний о с ...

Ритмика, физическая культура, игровая деятельность и арттерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Игровые методы для развития речи, используемые в работе с детьми с задержкой психического развития Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернут ...

Экспериментальное обоснование эффективности проведения подвижных игр у учащихся младших классов на развитие двигательных качеств
Цель исследования – обоснование эффективности влияния подвижных игр на развитие двигательных качеств детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: с помощью анализа литературных источников создать представление о целесообразности формирования двигательных способностей проведения подвижных ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru