7. Принцип воспитания в коллективе определяется как система равноправных отношений, складывающихся между участниками в процессе совместной жизнедеятельности. В силу своей целостности коллектив способен уникальным образом влиять на каждого его субъекта, а в целом позволяет приобретать опыт адаптации и обособления в обществе.
8. Принцип преемственности в воспитании как на уровне поколений, так и на уровне системы образования, указывает на непрерывность процесса воспитания, на необходимость личностного присвоения (интериоризации) воспитанниками культурно-исторических московских и российских ценностей и традиций.
Для дальнейшего анализа определимся в социально-педагогических понятиях и терминах. Чтобы сделать это, попытаемся ответить на три следующих вопроса: "Что такое социальная педагогика?", "Что такое социально-педагогический компонент деятельности?", "Что такое социально-педагогическая деятельность?"
Что такое социальная педагогика?
Социальная педагогика - это отрасль педагогической науки, изучающей закономерности формирования и развития педагогического процесса (процессов обучения и воспитания) в различных условиях социума. Она возникла на основе интеграции педагогики и социологической теории о социуме; она концентрирует внимание на педагогическом компоненте социума, сосредоточивает усилия на использовании потенциала социума в решении педагогических задач, в решении задач обучения и воспитания личности.
Некоторые ученые, даже из моей среды, заявляют, что социальная педагогика - это теория и практика. Здесь надо все-таки определиться: есть теория и есть практика. В реальной жизни вначале возникает практика, а затем теория, т.е. описание этой практики с точки зрения ее закономерностей протекания. Но затем эта теория становится опорой для практики. Именно такой опорой для социально-педагогической деятельности является социальная педагогика как наука, как часть педагогической науки. Это очевидно. Поэтому важным представляется второй момент истины - выявление сути социально-педагогического компонента.
Что такое социально-педагогический компонент деятельности?
Из современных российских ученых ближе других к выделению социально-педагогического компонента подошел А.В. Мудрик, попытавшийся определить отличия "педагогического" от "социально-педагогического". Всем содержанием материала учебника он создал условия для этого понимания. Этим обозначено лишь начало. Если продолжить его логику, то следует вывод, что суть социально-педагогического компонента заключается в использовании потенциальных возможностей социума для решения педагогических задач (разрешения проблем личности педагогическими средствами с помощью социума) или не использовании, а опоры только на наличные педагогические средства.
В этом состоит существенное значение отличий социально-педагогического компонента от педагогического. Это диктует необходимость изучать потенциал социума и формы, методы его использования.
Исходя из указанной выше посылки социально-педагогический компонент имеет место практически в каждой профессиональной деятельности, где специалист обращается к использованию потенциала социума, что еще раз подчеркивает огромную значимость этой профессии, а также социально-педагогического компонента для различных сфер жизни общества. Там, где это усвоили, социального педагога воспринимают как специалиста по взаимодействию с социумом для разрешения текущих и хронических проблем личности или группы, который необходим нашему обществу и востребован им. Такого специалиста надо готовить, ибо самый прекрасный бывший завуч или даже директор образовательного учреждения, занявший на пенсии ставку социального педагога, с этими задачами не справится, да и любой другой без должной профессиональной подготовки.
Что такое социально-педагогическая деятельность?
Социально-педагогическая деятельность для России является относительно новым видом профессиональной деятельности. Профессия "социальный педагог" насчитывает
немногим более пятнадцати лет. После ее официального признания в вузах России начали создаваться факультеты социальной педагогики для профессиональной подготовки специалистов.
Многие обращающиеся к этой профессии нередко стоят перед дилеммой: если это педагогическая профессия, тогда почему социальный педагог выполняет в какой-то мере обязанности социального работника, занимается социально-педагогической помощью детям и взрослым на социально-правовом уровне, медико-социальном, психосоциальном и социокультурном уровнях? если это профессия, относящая к социальной работе, тогда почему он занимается вопросами социального воспитания и находится в штате образовательного учреждения?
Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности
младших школьников как условия успешности обучения
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в п ...
Характеристика методов диагностики дошкольников
В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям дошкольного возраста. На наш взгляд наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос. Наблюдение Древняя, неизменная, простая и одновременно сложная, легкая, но не надежная диа ...
Информационно-компьютерные технологии на уроках музыки
Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационны ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.