Учащиеся в парах решают задания, записанные на доске. После выполнения задания разбираются на доске.
Построить графики функций. 1) ; 2)
; 3)
.
Приложения кусочно-линейных функций достаточно разнообразны. Некоторые классы текстовых задач решаются с помощью функций и
.
Задачу с помощью учителя решает на доске ученик.
Пример 2. Длина полных метров в куске кабеля в 5 раз больше длины неполного метра. Какова максимально возможная длина кабеля? .
Решение. Обозначим длину кабеля (м). Тогда составим уравнение
или
. Так как
, то
, поэтому
. Тогда
. Искомая длина кабеля 4,8 (м).
Ответ:4,8 м.
Подведение итогов занятия
- Какую тему мы изучили сегодня на занятии?
- Что нового вы узнали на занятии?
Методические рекомендации. Изучение функций «сигнум », «антье от
», «дробная часть
» программой общеобразовательной школы не предусмотрено, эти функции изучаются лишь в классах с углубленным изучением математики. Все они являются «кусочно-линейными», то есть заданными линейно (в виде различных линейных зависимостей) на различных промежутках области определения. Изучение кусочно-линейных функций должно следовать за функцией «модуль числа». Для изучения данных функций подходит аналитико-графический путь: от определения и свойств к их графическим иллюстрациям.
Тема 4. Построение графиков функций
Занятие № 12. График сложной функции
Цель: научить учащихся применять полученные знания для построения графиков сложной функции.
Ход занятия:
Актуализация изученного ранее материала
На данном этапе занятия учащиеся вспоминают материал по теме преобразование графиков, для этого подбирается соответствующая система заданий. Актуализация знаний проводится в коллективной форме.
Систематизация изученного материала
Пусть требуется построить график функции . При этом предполагается, что построение графика функции
легко выполнимо или же ее график в данной системе координат построен. Искомый график получается с помощь геометрических преобразований из графика исходной функции
. Каждой паре функций, в зависимости от значений параметров
соответствует определенное геометрическое преобразование . Представим это соответствие в таблице.
Изучение данной темы обеспечивается знанием предыдущих тем. При заполнении таблицы проводится фронтальный опрос учащихся.
Пара функций |
Название преобразования | ||||
|
a>0 |
0<a<1 |
Растяжение от оси ординат в | ||
a>1 |
Сжатие к оси ординат в a раз | ||||
a<0 |
-1<a<0 (0< |
Симметричное отражение от оси ординат и |
Растяжение от оси ординат в | ||
a<-1 ( |
Сжатие к оси ординат в | ||||
|
b>0 |
Перенос вдоль оси абсцисс |
На b единицы вправо | ||
b<0 |
На | ||||
|
c>0 |
0<c<1 |
Сжатие к оси абсцисс в | ||
c>1 |
растяжение от оси абсцисс в с раз | ||||
c<0 |
-1<c<0 (0< |
Симметричное отражение от оси абсцисс и |
Сжатие к оси абсцисс в | ||
c<-1 ( |
Растяжение от оси абсцисс в | ||||
|
d>0 |
Перенос вдоль оси ординат |
На d единиц вверх | ||
d<0 |
На | ||||
Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми
Всякий дефект, т. е. какой-либо телесный недостаток, ставит организм перед задачей преодолеть этот дефект, восполнить недостаток, компенсировать ущерб, приносимый им. Таким образом, влияние дефекта всегда двойственно и противоречиво: с одной стороны, он ослабляет организм, подрывает его деятельност ...
Формирование обобщённого образа предмета окружающей действительности
на основе осязательного восприятия
При восприятии предметного мира слепые дети дошкольного возраста используют сохранные анализаторы, компенсируя с их помощью недостаток информации, обусловленной отсутствием или значительным понижением зрения. Огромную решающую роль в познании окружающих предметов играет осязание. По выражению Сечен ...
Контроль сформированности умений аудирования
Перед прослушиванием текста учитель должен дать предварительную инструкцию, создав мотивацию и организационную установку, мобилизуя школьников на активную работу. Инструкция включает в себя формулировку задания, разъясняет пути его выполнения, ориентирует в трудностях, иногда указывает формы послед ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.