Необходимые материалы: стандартный лист белой бумаги, сложенный пополам, четыре цветных карандаша – черный, коричневый, красный и синий.
Первая страница остается чистой, здесь после проведения работы мы записали все необходимые сведения о ребенке. На второй, третьей и четвертой страницах в вертикальном положении сверху большими буквами напечатано название каждого рисунка – соответственно: «Плохой мальчик / девочка» (в зависимости от пола ребенка), «Хороший мальчик / девочка», «Я сам (а)».
Инструкция: Сначала дети рисовали плохого мальчика или плохую девочку. Рисовали его двумя карандашами – коричневым и черным. Чем хуже мальчик или девочка, которого дети рисовали, тем меньше должен был быть рисунок. Совсем плохой займет очень мало места, но все равно должно быть ясно, что это рисунок человека.
После того как дети закончили рисовать, мы предложили изобразить хорошего мальчика или девочку. Рисовали их красным и синим карандашом. И чем лучше была девочка или мальчик, тем больше был рисунок. Очень хороший занимал весь листок.
Перед третьим рисунком давалась такая инструкция: на этом рисунке каждый ребенок должен был нарисовать себя, при этом детям предлагалось использовать все четыре карандаша.
После того как мы справились с заданием, необходимо было оценить и проанализировать данную диагностику.
Ниже представлена схема, по которой оценивались работы детей.
Схема обработки результатов.
1. Анализ «автопортрета»: наличие всех основных деталей, полнота изображения, количество дополнительных деталей, тщательность их прорисовки, «разукрашенность», статичность рисунка или представленность фигурки в движении, включение «себя в какой-либо сюжет-игру» и т.п.
Исходное количество баллов – 10. За отсутствие какой-нибудь детали из основных снимается 1 балл. За каждую дополнительную деталь, «разукрашенность», представленность в сюжете или движении начисляется 1 балл. Чем больше баллов, тем позитивнее отношение к рисунку, т.е. к себе (норма 11–15 баллов). Напротив, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или конфликтное отношение.
2. Сопоставление «автопортрета» с рисунком «хорошего» и «плохого» сверстников по параметрам:
– Размер «автопортрета» (приблизительно совпадает с «хорошим» – начисляется 1 балл, гораздо больше -2 балла) совпадает с «плохим» – минус 1 балл, гораздо меньше – минус 2 балла, меньше «хорошего», но больше «плохого» – 0,5 балла).
– Цвета, использованные в «автопортрете» (больше синего и красного цвета – 1 балл, больше черного и коричневого цвета – минус 1 балл, цветов приблизительно поровну – 0 баллов).
– Повторение на «автопортрете» деталей рисунков «хорошего» или «плохого» (одежда, головной убор, игрушки, цветы, рогатка и т.д.). Общее количество в целом больше совпадает с «хорошим» ребенком – начисляется 1 балл, совпадение полное – 2 балла. Общее количество больше совпадает с «плохим» ребенком – минус 1 балл, совпадение полное – минус 2 балла. Тех и других приблизительно поровну – 0 баллов.
– Общее впечатление о похожести «автопортрета» на рисунок «хорошего» – 1 балл, на рисунок «плохого» – минус 1 балл.
3. Расположение «автопортрета» на листе. Изображение рисунка внизу страницы – минус 1 балл, если к этому и фигурка изображается маленькой – минус 2 балла Такое положение свидетельствует о депрессивном состоянии ребенка, наличия у него чувства неполноценности. Наиболее неблагоприятным является расположение фигурки в нижних углах листа и изображенной в профиль (как бы стремящейся «убежать» с листа) – минус 3 балла.
Программа по использованию элементов технологии развития критического
мышления при обучении монологической речи на завершающем этапе обучения
немецкому языку
Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, определение уровня развития умений монологической речи и критического мышления учащихся 11 класса МОУ «Павлоградская гимназия», необходимых для реализации технологии развития критического мышления на практике, и анализ УМК опр ...
Социальное и культурное воспроизводство в процессе воспитания
молодежи России в условиях глобального общества
Исторический опыт свидетельствует, что этнокультурная общность сохраняет свое существование до тех пор, пока остается неизменным ее культурное ядро. Последнее составляют базовые ценности, разделяемые основной массой членов общества, независимо от их социальной принадлежности. Разумеется, это ядро п ...
Классификация игр
1. Игры, направленные на развитие сенсорики - Цветоощущение: «Самолеты», «Цветные фоны», и т.д. - Зрительное и тактильное восприятие геометрических форм и размера: «Чудесный мешочек», «Рамки Монтессори», «Палочки» - Восприятие сложных форм: «Силуэты», «Угадай, что .», «Путаница» 2. Игры, способству ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.