У детей младшего дошкольного возраста диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребенка. По мнению А.А. Леонтьева, умения монологической речи формируются крайне поздно. Многие исследователи подчеркивают первичную роль диалога в монологической речи. Самое главное - понять, какое значение имеет правильное обучение диалогической речи в раннем возрасте, так как именно тогда происходит зарождение и развитие монологической речи. В ходе изучения психолого-педагогической литературы по теме исследования нами было выявлено, что ситуативная речь, формой реализации которой является диалог, предшествует контекстной связной речи - формой реализации которой является монолог. Однако когда эта контекстная речь у ребенка развивается, то она, как уже сказано, и как это подтверждает и простое наблюдение и специальное исследование таких авторов как А.М. Леушиной, А.А. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна, не вытесняет ситуативной речи и не приходит ей на смену, ребенок начинает все совершеннее и адекватнее, уместнее пользоваться то той, то другой - в зависимости от конкретных условий, от содержания сообщения и характера общения. "Ситуативная" и "контекстная" речь сосуществуют у ребенка, а также присутствует и у взрослого человека. По мнению исследований Л.С. Рубинштейна, переход от одной формы речи к другой происходит в среднем дошкольном возрасте. Следовательно, необходимо уделять должное внимание развитию ситуативной речи у детей дошкольного возраста, а в частности детей с комплексными речевыми нарушениями, которые без специально организованной помощи учителя-логопеда, воспитателя, не смогут самостоятельно овладеть данной формой речи. На основании полученных низких результатов в ходе исследования ситуативной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями не сложно предположить, что этап перехода от ситуативной речи к контекстной будет более затяжным и должного развития контекстной связной речи не будет.
Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по теме исследования, определив уровень развития ситуативной связной речи у детей с комплексными речевыми нарушениями, нами была разработана система работы по формированию данной формы речи у детей среднего дошкольного возраста. Целью, которой и является развитие ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста и подготовка детей к переходу к контекстной связной речи.
Формирующий этап эксперимента начался в ноябре 2011 года и продолжался до конца апреля 2012 года. С детьми экспериментальной группы была продолжена работа, цель которой определить эффективность разработанной системы по развитию ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными речевыми нарушениями. С этой целью два раза в неделю во вторую половину дня с детьми экспериментальной группы проводились индивидуальные и подгрупповые занятия в соответствии с предложенной системой. Дети контрольной группы обучались по общепринятой системе коррекционной работы, направленной на преодоление общего недоразвития речи.
При разработке системы работы по формированию ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи были определены следующие основные задачи:
Образовательная программа "Учусь общаться"
Программа курса "Учусь общаться" для детей, обучающихся в 5-6 классах, рассчитана на 36 учебных часов, включающих в себя как теоретический материал, так и практические упражнения. Пояснительная записка Актуальность. Общение играет огромную роль в развитии ребенка, в становлении его как ли ...
Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме
социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности в учреждениях
дополнительного образования
В настоящее время в социально-педагогической науке представлено большое количество исследований по теории и практике социально-педагогической деятельности, их роли в удовлетворении особых социальных, и культурно-образовательных потребностей детей и молодежи. Разработаны концепции социально-педагоги ...
Психологические особенности детей в период 10 – 12 лет
Важнейшей является задача развития мышления учащихся. В процессе обучения ребенок оперирует как с самими предметами, так и опосредованно, с символами предметов и отношений между ними. Операции с этими элементами производятся мысленно, и они обратимы, т.е. действие операций может быть сведено на нет ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.