Использую факторный анализ психологи создали целую плеяду многофакторных тестов, описывающих множество личностных параметров в их взаимосвязи. В социальном исследовании сегодня широко используются различные личностные опросники, которые выявляют особенности личности. Особенно широко они применяются в психодиагностике и медицинской психологии.
“Остается один только ритм
Во всю ширь мирозданья…”
П. Антокольский
Парный анализ применяется для установления вероятности наличия причинно-следственных связей между двумя или несколькими переменными. По сравнению с приемами, описанными раньше, парный анализ дает гораздо более достоверные результаты. Принцип парного анализа: рассматривая группу явлений или событий, давать вероятность происхождения каждого из них и на основе этой вероятности строить предположения о причине и следствии. Допустим исследователь, рассуждая о причинах отчуждения ученика в школе, проходит следующие стадии рассуждения:
– допустим некоторые ученики в школе более отчуждены, так как не получают от учебы удовольствия;
– они не получают удовольствия от учебы отчасти от того, что не имеют в школе друзей, а отчасти от того, что не понимают нужности изучаемого в дальнейшей жизни;
– непонимание необходимости обучения, видимо, таким образом слабо связано с количеством друзей.
Теперь для некоторого количества учеников можно измерить каждый из параметров (степень отчуждения, степень осознания важности обучения, получение радости при учебе и количество друзей). Далее, комбинируя параметры парами, можно вычислить для каждой пары коэффициент корреляции. Пусть в результате проведенных исследований получились следующие коэффициенты корреляции:
Какие же выводы можно сделать из полученной таблицы? Уровень отчуждения оказался в сильной негативной связи с двумя переменными – с осознанием нужности (-0,48) и с получением радостных ощущений (‑0;53). То есть, чем безрадостнее проходит для школьника учеба и чем больше он не осознает, зачем учится, тем сильнее тяготится он школой, тем сильнее степень отчуждения. Напомним, что теперь, зная величину и направление связи, мы можем заниматься прогнозированием, но еще не можем делать напрямую выводов о наличии причинно-следственных связей. Как оказалось, помимо всего прочего, две из прогнозирующих переменных оказались в сильной связи между собой. Это радостность обучения и осознание его нужности. Влечет ли высокая степень отчуждения слабое осознание нужности обучения или наоборот? На эти вопросы помогает ответить парный анализ. Для получения возможности делать заключения о причинах и следствиях экспериментальные результаты необходимо сопоставить с исходными теоретическими рассуждениями. Таким образом парный анализ включает в себя четыре основные ступени:
– Построение цепочки умозаключений и, соответственно, выбор переменных. В нашем примере этот этап сводился к таким рассуждениям: *Когда ученик не понимает, что то, чему его учат, важно для него, его перестает радовать школа.
Отсутствие друзей уменьшит количество радостных ощущений.
У тех, кто не любит школу и не имеет там друзей, рано или поздно происходит заметное отчуждение от неё.
– Переменные, выделенные на первом этапе, надлежит измерить так или иначе.
– Необходимо вычислить попарно коэффициенты корреляции.
– Полученные результаты сопоставляются с исходными теоретическими посылками.
На основе сопоставления делается вывод о причинно-следственных связях. Результаты парного анализа можно представить в графическом виде (см. рис …) На нем направление связи показано стрелкой, а величина связи указана над ней. По стрелкам и цифрам можно очень наглядно представить картину причинно-следственных связей, опираясь на теоретические рассуждения.
“Волшебником буду сегодня
И неудачу в удачу я превращу.”
Н. Рерих
Необходимость достоверного предсказания результатов социально-педагогического процесса в реальной педагогической практике заставляет искать способы и методы такого познания педагогических явлений, которое способно определить, что есть оптимальное педагогической воздействие, а так же условия и формы организации деятельности учащихся.
Эти задачи решаются только с использованием моделей исследуемого процесса. В этом прав был замечательный советский психолог и философ К.К.Платонов, который писал в своей книге, что диагностика “из необозримого числа свойств и особенностей личности изучает и определяет только те, что связаны с четко поставленными целями, конкретизирующими изучаемое явление”.
В современной науке наиболее обобщенный подход связан с развитием системных исследований и их объединением с методологией моделей.
В результате такого объединения сформировалась особая сфера модельного познания – системное моделирование.
Системное моделирование в нашем понимании обладает двоякой гносеологической характеристикой: с одной стороны, на него распространяются все гносеологические принципы моделирования, с другой, системное моделирование само формирует специфические черты метода моделей.
Использование информационных технологий мультимедиа на уроках
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимеди ...
Образовательная программа "Учусь общаться"
Программа курса "Учусь общаться" для детей, обучающихся в 5-6 классах, рассчитана на 36 учебных часов, включающих в себя как теоретический материал, так и практические упражнения. Пояснительная записка Актуальность. Общение играет огромную роль в развитии ребенка, в становлении его как ли ...
Общая характеристика развития координации движений у старших дошкольников
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движ ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.