Инструментальные ошибки

Страница 6

Цель прогнозирования – мысленное представление о достигаемом уровне воспитанности учащегося или об определенном пути процесса воспитания.

В теории воспитания выделяются три уровня прогнозирования целей воспитания.

Первый уровень – это прогнозирование локальных целей конкретного развития каких-либо качеств учащихся. Эти цели прогнозируются для осуществления в отдельных воспитательных ситуациях. Если локальное прогнозирование охватывает небольшой промежуток времени и заключается в научном обосновании путей достижения целей ближней перспективы, то значительно более сложно предсказание достижения целей средней и дальней перспективы, что и определяет другие два уровня прогнозирования воспитательного процесса – уровень отдаленного и дальнего прогнозирования. У А.С.Макаренко средняя перспектива развития и воспитания учащегося рассчитывалась на весь период учебного года.

Разбор методов прогнозирования мы начинаем с рассмотрения двух наиболее распространенных – аналитического и экспертного.

Первая группа методов прогностики базируется, в основном, на фактологической информации, то есть для аналитического прогноза мы используем те данные, которые представляют собой определенную закономерность. Например, если нам известно, что один из учеников класса систематически не выполняет домашние задания по какому-то предмету и плохо работает на уроках, мы можем с большей долей вероятности предположить, что выполнение им письменной контрольной будет оценено низкими оценками, то есть успешно справиться с заданиями этой контрольной из-за отсутствия необходимых знаний и навыков наш ученик не сможет. Для исследователя, выбирающего “аналитический способ” прогнозирования, важно помнить, что аналитическая модель может описывать лишь аналитически выражаемые ситуации, то есть такие, где четко выражена существующая закономерность поведения или отношения учащихся, сложившаяся в процессе деятельности. Как правило, аналитические модели описывают изменения, достаточно проявляемые в процессе формирования личности учащихся.

Более сложными являются модели, предсказывающие развитие воспитательных ситуаций, основанные на экспертной информации. Для того, чтобы приступить к описанию методов такого прогнозирования, введем несколько важных для этих методов понятий.

Экспертные прогностические модели строятся на основе сценария прогнозирования. Сценарий прогнозирования для нас является способом установления логической последовательности событий, которые служат основой развития исследуемого процесса.

Второе важное понятие – это фон развития или функционирования объекта прогнозирования. Проводя исследование, мы должны всегда помнить, что помимо нас на ученика оказывают воздействие множество различных факторов, влияющих на формирование целостной личности. Из этих влияний мы выделяем как наиболее значимые следующие:

– наследственно-биологический фон: то есть наследственная предрасположенность к какому-либо виду деятельности, особенности нервно-психической структуры личности, ее темперамент, память и т.д.

– социальный фон, понимаемый нами как совокупность внешних влияний на формирование личности со стороны семьи, окружающих, различных объединений, кружков, средств массовой информации, искусства, литературы и т.п.;

– организационный фон – это влияние способов организации деятельности учащегося, выбранных воспитателем конкретных форм и методов воспитания;

– экономический и научный фон – сюда мы относим воздействие на воспитательный процесс уровня материального обеспечения воспитания и насыщенность его информацией, имеющей научную значимость.

Таким образом, мы видим, что фон – это те окружающие условия, которые определяют функционирование нашего учащегося в системе воспитательного процесса.

Рассматриваемые нами понятия связаны еще с одним понятием – фактор, под которым понимается обобщенная характеристика одной из сторон прогнозируемого процесса. Так, мы видим, что каждый вид фона выступает в прогнозировании как фактор, влияющий на процесс воспитания в целом и на каждую его составляющую.

В методах прогнозирования фон играет совсем немаловажную роль. В отличие от аналитических методов, где прогноз составляется на основе достаточного количества накопленных данных, в экспертном прогнозировании задачи прогноза решаются исследователем почти всегда в условиях неполноты информации. Поэтому мы должны начинать с определения исходного состояния объекта нашего исследования – диагностики достигнутого уровня воспитанности учащегося или уровня развития самого процесса воспитания.

Составляя сценарий на основе этих данных, мы учитываем фон прогноза, то есть те основные факторы, которые не только сами активно взаимодействуют и влияют на воспитание учащегося, но и развиваются и изменяются сами, иначе говоря, проходят собственную эволюцию. Поэтому прогноз будет решать как бы две задачи, которые необходимо отразить в сценарии – прогноз воспитательного процесса и прогноз эволюции наиболее активно воздействующих факторов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также:

Норма и отклонение в развитии человека
Под нормой (от лат. norma) понимают правило, точное предписание, установленная мера. «Социальная норма» («социальные нормы») — это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических усл ...

Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников
Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам ...

Гендерный подход в формировании нравственных ценностей дошкольника
В связи с социальными изменениями в современном обществе разрушаются традиционные стереотипы мужского и женского поведения. По этой причине воспитание дошкольников в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы. В обществе смешались половые роли мужчин и женщин. Это свя ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru